До какой температуры можно проводить физкультуру на улице зимой

До какой температуры можно проводить физкультуру на улице зимой thumbnail

Loading…

uroki_fizkultury_na_otkrytom_vozdukhe.jpg

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

Одежда и обувь. Одежда и обувь занимающихся должна соответствовать установленным требованиям. Лыжные ботинки должны быть свободными, мягкими и непромокаемыми. Необходимы легкая непродуваемая куртка, теплые непромокаемые спортивные штаны, теплое нижнее белье, лыжная спортивная шапочка, варежки или специальные перчатки, теплые шерстяные носки. Одежда должна был легкой, теплой и не стесняющей движений.

Лыжи, крепления и палки. Длина лыж должна соответствовать росту лыжника (до вытянутой руки или чуть короче). Лыжные палки должны соответствовать росту и весу лыжника. Они считаются правильно подобранными, когда доходят до уровня плеча (для конькового хода применяются немного длиннее). Пластиковые лыжи необходимо обрабатывать специальными парафинами в зависимости от температуры воздуха (под колодкой необходимо смазывать мазью, чтобы не было отдачи).

Правила переноски лыжного инвентаря:

  • переноска лыж до места занятия должна быть организованной;
  • лыжи и палки необходимо носить в вертикальном положении (палки острыми концами вниз), не размахивая ими в строю;
  • лыжи для хранения должны быть связаны в пару или скреплены друг с другом специальным приспособлением и подписаны.

Правила во время занятий:

  • во время занятия необходимо следить за товарищами и при появлении признаков обморожения (побелевшая кожа, потеря чувствительности открытых частей тела – ушей, носа, щек) немедленно сообщить учителю;
  • слушайте внимательно объяснение учителя, соблюдайте интервал при движении на лыжах по дистанции, при спусках не менее 30м;
  • лыжникам не следует обгонять друг друга на узких дорогах и неудобных для обозрения спусках; не следует останавливаться и стоять на трассе спуска, пересекать трассу спуска, так как это может привести к столкновению;
  • при спусках не выставляйте лыжные палки вперед, не останавливайтесь у подножия горы;
  • при падении на спуске нужно быстро подняться и освободить трассу; особую опасность при падении на спуске представляют палки, выдвинутые вперед;
  • запрещается бросаться снежками и другими предметами, а также толкаться, и создавать травмоопасныее ситуации;
  • при вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону;
  • при получении травмы необходимо немедленно сообщить учителю о случившемся;
  • по окончании занятия по команде учителя ученики возвращаются в школу организованно, вместе со всем классом;
  • перед входом в школу необходимо отряхнуть одежду, инвентарь и обувь от снега;
  • на перемене после урока необходимо переодеться в раздевалке спортивного зала и затем отнести одежду в большую раздевалку;
  • лыжный инвентарь необходимо хорошо скрепить и поставить в ячейки около зала.

Правила для освобожденных учащихся:

  • освобожденные ученики во время урока находятся на улице вместе со всем классом;
  • одежда освобожденных учеников должна быть теплой и непродуваемой, в соответствии с температурным режимом;
  • освобожденные ученики находятся в месте, указанном учителем, и выполняют указания учителя;
  • освобожденным запрещается отвлекать занимающихся, мешать им выполнять задания, а также создавать шум и громко разговаривать;
  • освобожденные ученики возвращаются в школу вместе со всем классом по команде учителя.

Правила поведения учащихся в раздевалках:

В раздевалках необходимо соблюдать порядок и тишину.

Запрещается:

  • шуметь, кричать и толкаться;
  • мешать одноклассникам переодеваться;
  • выключать свет и устраивать беспорядок;
  • пользоваться аэрозольными дезодорантами.

Учащиеся, переодевшись и приготовившись к уроку выходят из раздевалки в холл перед спортзалом.

Подготовка к уроку по лыжам.

Утром перед 1-ым уроком оставить одежду для улицы в общей раздевалке. Лыжный инвентарь поставить в ячейки около спортивного зала. Перед уроком физкультуры на перемене взять одежду для улицы в общей раздевалке и подняться с ней в раздевалки спортзала. В раздевалках спортзала переодеться. Найти свой лыжный инвентарь в ячейках, вытащить и приготовиться к построению с инвентарем в спортивном зале. В спортивном зале проверяются присутствующие, внешний вид учеников, инвентарь и ставятся задачи урока. После этого, организованно, за учителем ученики спускаются по лестнице и проходят к центральному выходу. Необходимо соблюдать тишину и порядок, так как в это время уже идет урок!

После урока.

Переодеться в раздевалках спортзала. Сложить лыжную одежду в пакеты. Скрепить лыжный инвентарь. Поставить его в ячейки перед спортзалом. С разрешения учителя отнести лыжную одежду в большую раздевалку.

Дата публикации – 18.01.2016

Источник

В связи с отменой с 2021 г. СанПиН 2.4.2.2821-10 введены новые санитарные правила – СП 2.4. 3648-20. В них регламентируется следующее: возможность проведения занятий физической культурой спортом на открытом воздухе, а также подвижных игр определяется по совокупности показателей метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой должны проводиться в зале. Т. е. теперь родители могут закончить войну с учителями физкультуры и на лыжах при минусовой температуре занятия нельзя проводить, так как это противоречит новым СП 2.4. 3648-20. Так ли это?

Здравствуйте. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в полномочия Роспотребнадзора входит разработка санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, содержащих санитарно-эпидемиологические требования, предусматривающие обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания.

Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, постановлением от 28 сентября 2020 года N 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”, которые вступили в силу с 01.01.2021 г. и регламентируют санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности.

В соответствии с п. 2.10.3. СП 2.4.3648-20 «… Возможность проведения занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе, а также проведение подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культуры должны проводиться в зале…».

Иные гигиенические требования, рекомендации на настоящий момент действующим санитарным законодательством не регламентированы.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» создание необходимых условий для занятий обучающимися физической культурой, а также условий для охраны и укрепления их здоровья относится к компетенции образовательной организации.

Лилия Валерьевна Чащина

начальник Управления образования г. Пензы

Здравствуйте. В соответствии с требованиями действующего законодательства лыжная подготовка является обязательной составной частью рабочей программы по учебному предмету «Физическая культура».

В соответствии с п.2 Л 0.3 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 “Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи” (вместе с “СП 2.4.3648-20. Санитарные правила…”) проведение занятий физической культурой на открытом воздухе определяется по совокупности показателей метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой должны проводиться в зале.

Читайте также:  На какой температуре стирать обувь

Источник

Информация устарела! Действующий СанПиН смотрите по ссылке.

  1. Сколько детей может быть в классе?
  2. На каком этаже должны находиться кабинеты начальной школы?
  3. Как часто должна проводиться уборка помещений школы?
  4. Каким должно быть расстояние от первой парты до доски?
  5. Какие существуют правила рассадки детей разного роста?
  6. Допустимо ли проводить уроки физкультуры в другом знании школы?
  7. Во сколько может начинаться первая смена?
  8. Существует ли норма времени окончания второй смены?
  9. Должны ли смены ежегодно чередоваться?
  10. Какие существуют нормы по максимальному количеству уроков?
  11. Могут ли быть обязательными дополнительные занятия, кружки в школе?
  12. Разрешается ли проводить более одной контрольной работы в день?
  13. Какие существуют нормы максимальной нагрузки на учеников?
  14. Можно ли проводить сдвоенные уроки?
  15. При какой температуре можно заниматься физкультурой на улице?
  16. Куда жаловаться на нарушения санитарных норм в школе?

Сколько детей может быть в классе?

П. 4.9 СанПиНа

Это зависит от площади каждого конкретного кабинета.

  • При фронтальной форме занятий на каждого ребёнка должно приходиться не менее 2,5 м².
  • При групповой форме работы в классе на каждого ребёнка должно быть минимум 3,5 м² площади.

При этих расчётах не учитывается площадь, необходимая для расстановки мебели.

На каком этаже должны находиться кабинеты начальной школы?

П. 4.6.

Санитарные нормы рекомендуют размещать кабинеты первых классов не выше второго этажа, а вторых-четвёртых классов – не выше третьего. Используемая в СанПиНе формулировка «рекомендовано» позволяет администрации не учитывать эту норму как обязательную для исполнения.

Как часто должна проводиться уборка помещений школы?

П. 12.3, п. 10.13

Все помещения школы должны ежедневно мыться с применением моющих средств. А туалеты, столовые, вестибюли, рекреации – после каждой перемены.

Между сменами должен быть предусмотрен 30-минутный перерыв, во время которого производится уборка помещений.

Каким должно быть расстояние от первой парты до доски?

П. 5.6. СанПиНа

От первой парты до учебной доски должно быть минимум 240 сантиметров.

Какие существуют правила рассадки детей разного роста?

П. 5.1, п. 5.2, п. 5.5, п. 4.8, Приложение 1 («Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у учащихся»)

Парты должны расставляться в порядке от низких к высоким, чтобы самая низкая парта была в первом ряду, а самая высокая – в последнем.

При этом для каждого ребёнка должна быть предусмотрена парта, соответствующая его росту. Если нет возможности учитывать это требование при кабинетной системе обучения, то рекомендуется за каждым классом средней и старшей школы закрепить собственный кабинет, как в начальной школе.

Допустимо ли проводить уроки физкультуры в другом здании школы?

П. 4.13 СанПиНа

Санитарные нормы предполагают возможность размещения спортивного зала в отдельном здании. Отсюда следует, что необходимость перехода детей из одного здания в другое для проведения уроков физкультуры не нарушает санитарных норм.

Во сколько может начинаться первая смена?

П. 10.4.

Не ранее 8 часов. Норм по самому позднему времени начала занятий не существует.

Существует ли норма времени окончания второй смены?

Такой нормы не существует. Время начала и окончания второй смены зависит от продолжительности и количества уроков и перемен в первой и второй сменах, времени на уборку между сменами.

Должны ли смены ежегодно чередоваться?

Такого требования в санитарных нормах нет. Однако во вторую смену не должны учиться 1, 5, 9 и 11 классы.

Какие существуют нормы по максимальному количеству уроков?

П. 10.6, 10.10

Установлено следующее максимальное количество уроков в зависимости от класса:

  • 1 класс – не более 4 уроков, один раз в неделю 5 уроков за счёт физкультуры;
  • со 2 по 4 классы – не более 5 уроков, один раз в неделю 6 уроков за счёт физкультуры;
  • с 5 по 6 классы – не более 7 уроков, но в среднем за неделю не более 6 в день;
  • 7 класс – не более 7 уроков;
  • с 8 по 11 классы – не более 8 уроков, но в среднем за неделю не более 7 уроков.

То есть в пятом классе может быть так: три дня 6 уроков, один день 5 уроков, ещё один день – 7 уроков. А в среднем за неделю получится 6 уроков в день.

Для первых классов существуют дополнительные требования:

  • в сентябре-октябре – по 3 урока в день продолжительностью по 35 минут;
  • в ноябре-декабре – по 4 урока в день продолжительностью по 35 минут;
  • в январе-мае – по 4 урока в день продолжительностью по 40 минут.

Могут ли быть обязательными дополнительные занятия, кружки в школе?

Все занятия, которые не входят в расписание, не являются обязательными. Посещение их может быть только добровольным. В эти занятия не должно проводиться обучение по основной школьной программе. Внеурочная деятельность в любом классе не должна превышать 10 академических часов в неделю. (Таблица 3 приложения 3 «Гигиенические рекомендации к расписанию уроков»)

Разрешается ли проводить более одной контрольной работы в день?

П. 10.8.

Нет, не разрешается. Более того, рекомендуется (но это не строго) контрольные проводить не ранее второго и не позднее четвёртого уроков.

Какие существуют нормы максимальной нагрузки на учеников?

Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся (приложение к СанПиН)

Максимальная нагрузка указана в академических часах (1 а.ч. = 45 мин.)

Классы6-дневная неделя

(не более)

5-дневная неделя

(не более)

121
2 – 42623
53229
63330
73532
8 – 93633
10 – 113734

Указанная нагрузка включает в себя обязательные уроки по расписанию и дополнительные занятия.

Внеурочная деятельность в любом классе не должна превышать 10 академических часов в неделю. Программа внеурочной деятельности может быть реализована как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Однако внеурочная деятельность должна быть добровольным выбором ученика, то есть не является обязательной частью учебного процесса.

Можно ли проводить сдвоенные уроки?

П. 10.8 СанПиНа

Сдвоенные уроки не разрешается проводить только в начальных классах. Исключением являются уроки физкультуры, когда занятие проводится на лыжах или в бассейне.

При какой температуре можно заниматься физкультурой на улице?

П. 10.23, таблица 1 «Рекомендации по проведению занятий физической культурой, в зависимости от температуры и скорости ветра, в некоторых климатических зонах Российской Федерации на открытом воздухе в зимний период года»

Осенью и весной – при любой температуре. Главное, чтобы не было дождя.

Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе:

Климатическая зона

Возраст

без ветра

при скорости ветра

до 5 м/сек

при скорости ветра

6-10 м/сек

при скорости ветра

более 10 м/сек

Северная часть РФ

(Красноярский кр., Омская обл. и др.)

до 12 лет-10 -11 ºC-6 -7 ºC-3 -4 ºCЗанятия

не проводятся

12-13 лет-12 ºC-8 ºC-5 ºC
14-15 лет-15 ºC-12 ºC-8 ºC
16-17 лет-16 ºC-15 ºC-10 ºC
В условиях Заполярья

(Мурманская обл.)

до 12 лет-11 -13 ºC-7 -9 ºC-4 -5 ºCЗанятия

не проводятся

12-13 лет-15 ºC-11 ºC-8 ºC
14-15 лет-18 ºC-15 ºC-11 ºC
16-17 лет-21 ºC-18 ºC-13 ºC
Средняя полоса РФдо 12 лет-9 ºC-6 ºC-3 ºCЗанятия

не проводятся

12-13 лет-12 ºC-8 ºC-5 ºC
14-15 лет-15 ºC-12 ºC-8 ºC
16-17 лет-16 ºC-15 ºC-10 ºC

Для Приморского края существуют отдельные нормы в зависимости от времени года.

Куда жаловаться на нарушения санитарных норм в школе?

Непосредственно за соблюдением норм санитарных правил следит Роспотребнадзор. Вы можете позвонить туда, или подать письменную жалобу лично или от имени нескольких родителей, или написать обращение в электронном виде с сайта управления Роспотребнадзора по вашему региону.

Некоторые вопросы нахождения детей в школе регулируются также департаментами образования регионов. Обращения туда также принимаются в трёх видах.

При невозможности или нежелании решить проблему силами чиновников помогает обращение в прокуратуру.

Помочь с решением системной проблемы может аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в вашем регионе.

Источник

МАДОУ Большеалексеевски д/с комбинированного вида «Калинка»

Ступинского муниципального района

Консультация на тему:

«Проведение прогулки

и занятий физической

культурой на воздухе

в зимнее время»

Подготовила :Исаева Л.А.

2011г

«Проведение прогулки и занятий физической культурой

на воздухе в зимнее время»

Согласно последним концептуальным документам в области дошкольного образования образовательные программы должны быть направлены на охрану и укрепление здоровья ребенка. Очень важно, чтобы это требование не осталось просто декларацией, так как оно весьма актуально.

Среди мер, способствующих гармоничному развитию, поддерживающих и повышающих уровень здоровья детей, пожалуй, самые эффективные – занятия физической культурой. Они выполняют учебно-воспитательную, разгрузочную роль, ослабляя негативное влияние интенсивной интеллектуальной и статической нагрузок, способствуют их чередованию и поддержанию у детей уровня работоспособности, достаточного для освоения общеразвивающих программ.

Основными принципами рационального построения занятий физической культурой являются следующие:

– учет возрастных закономерностей физического и психического развития детей;

– личностно-ориентированный подход, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития детей;

– корригирование функциональных расстройств здоровья у нуждающихся в этом воспитанников;

– создание условий для оптимальной двигательной активности детей;

– комплексность использования профилактических, оздоровительных и коррекционных технологий с учетом возраста и состояния здоровья детей;

– преемственность в организации занятий на каждом этапе их пребывания в ДОУ;

-содержание занятий с учетом региональных, климатических и сезонных особенностей;

– формирование у детей положительной мотивации к занятиям физической культурой.

Реализация этих принципов будет способствовать достижению ребенком максимально возможного уровня гармоничного развития. Доказано, что оптимально для сохранения работоспособности детей такое сочетание статического и динамического компонента, когда в учебном процессе они представлены поровну. Физкультурные занятия для всех возрастных групп необходимо проводить не менее 3 раз в неделю. Их продолжительность в младшей группе не менее 15 мин., в средней – не менее 20 мин., в старшей – не менее 25 мин., подготовительной к школе – 30 мин. Оздоровительный эффект физкультурных занятий намного выше, если они организуются на открытом воздухе. Проводить их следует не только в теплое время года, но и в зимний период. Прогулки на свежем воздухе хорошее закаливающее средство.

Остановимся подробнее на требованиях к организации этих занятий и прогулки в зимний период. Для регионов средней полосы в зимнее время года физкультурные занятия на участке, так же как прогулку детей 5 – 7 лет, не проводят при температуре воздуха ниже -20* С и скорости ветра более 15 м/с. Продолжительность прогулки следует сократить или отменить, если на улице сильный снегопад или ветер и т.п.

Прогулка обязательный элемент режима дня ребенка. Если она хорошо и правильно организована, достаточна по длительности, дети реализуют в ней до 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений. Даже в холодное время года суммарное пребывание ребенка на улице не должно быть менее 3 ч.

Важное условие для полноценной организации прогулки и физкультурных занятий на воздухе – соответствующие погоде одежда и обувь. Продолжительность прогулки во многом зависит от ее организации. Разумное чередование и сочетание различных занятий делает прогулку интересной и привлекательной.

В холодную погоду важна организация деятельности, способствующая оптимизации их двигательной активности, препятствующая их переохлаждению. Если ребенок не занят интересной игрой, не бегает, не катается на санках, то весьма вероятно, что скоро он начнет замерзать. Поэтому в арсенале воспитателя должны быть разнообразные коллективные или групповые игры, которые необходимо чередовать с непродолжительными спокойными занятиями, оставляя время и для самостоятельной деятельности детей. Нельзя допускать, чтобы дети бросали снежки в голову друг другу – это может стать причиной ранения глаз и др. Если перед прогулкой занятия носили статический характер – ее лучше начать подвижной игрой; если предшествовали динамические занятия – игру целесообразнее организовать в середине прогулки. Не рекомендуется завершать прогулку подвижными играми.

Зимние экскурсии детей должны быть педагогически оправданы, а передвижение детей – безопасным. Учащенное дыхание и пульс, покраснение лица, усиленное потоотделение свидетельствуют об избыточной нагрузке и нарушении теплового состояния ребенка. В этом случае следует уменьшить интенсивность игры, переключить детей на спокойные занятия. Малоподвижных детей, во время прогулки предпочитающих спокойные игры, необходимо побуждать активно двигаться. При жалобах детей на холод необходимо вовлечь их в подвижную игру.

Физкультурные занятия организуют на специальной площадке, которая должна быть приспособлена для круглогодичного проведения обязательных и дополнительных физкультурных занятий, подвижных игр, спортивных развлечений и праздников. Большое разнообразие движений и их вариантов, выполняемых на спортивных площадках, позволяет развивать и совершенствовать такие важные физические качества детей, как быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость.

Чтобы занятия физкультурой обеспечивали адекватную возрасту физическую подготовленность детей, необходима их правильная организация. Это значит, что структура занятий физкультурой должна состоять из трех частей: вводной, основной и заключительной. Задача такого построения занятий состоит в том, чтобы обеспечить постепенный переход дошкольников к повышенной мышечной деятельности (вторая половина основной части) и столь же постепенное уменьшение нагрузки к концу занятий (заключительная часть).

Важным требованием, предъявляемым к занятиям физической культурой, является индивидуализация нагрузки. Она должна учитывать уровень двигательной подготовленности ребенка, его здоровье, физическое развитие, тип высшей нервной деятельности.

Нередкой является практика временного освобождения детей от прогулок и занятий физической культурой после перенесенных острых респираторных заболеваний. В результате у ребенка резко снижается двигательная активность и не восполняется дефицит движений, возникший во время болезни. Все это приводит к понижению функциональных возможностей, снижению эмоционального тонуса и тем самым замедляет полноценное выздоровление.

Между тем правильно дозированная физическая нагрузка способствует развитию компенсаторных реакций, а процессы восстановления после перенесенного заболевания идут быстрее. Поэтому после перенесенных острых заболеваний с учетом рекомендаций врача дети должны заниматься физической культурой с первых дней возвращения в детский сад. Однако нагрузку для них следует дозировать, исключать упражнения, требующие большого напряжения. Нежелательны упражнения и с резким изменением положения тела.

Содержание зимних прогулок очень разнообразят лыжи, санки, коньки, различные сооружения из снега, веселые зимние праздники.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для освоения «лыжной грамоты». По доступности и оздоровительному эффекту катание на лыжах не имеет себе равных. Приобщать детей к лыжам можно, по мнению врачей и педагогов, с 3-4 лет. Перед катанием детей на лыжах следует проверить прочность крепления лыж, длину палок, обучить детей правильно держать палки, не задевая ими товарища, идти или ехать на расстоянии, не наталкиваясь друг на друга.

Необходимо правильно подобрать лыжи. Чтобы они были по росту, ребенок должен доставать до конца их вытянутой рукой, а высота палок уровня подмышечных впадин. Если лыжи длинны, ими трудно управлять, а короткие хуже скользят и проваливаются в снег.

Для начала можно использовать валенки или сапожки, крепления у лыж при этом должны быть мягкие, а через год – другой можно использовать специальные лыжные ботинки. Очень важно, чтобы ребенок был одет тепло и легко: свитер, теплые колготки, куртка, брюки теплые, трикотажные , а еще лучше комбинезон из непромокаемой ткани. На ноги обязательно надеть толстые шерстяные носки, на руки – толстые варежки или кожаные рукавички. На голове – вязаная шапочка, в меховой будет жарко. Чем более тренирован ваш ребенок, тем выше темп его передвижения, тем легче должна быть его экипировка.

Прежде всего ребенка следует научить самостоятельно надевать лыжи и без посторонней помощи подниматься после падения. Самое трудное – первые шаги. Их лучше начинать в погожий зимний день, когда температура воздуха не ниже

-10*С. Главное – помочь выработать скользящий шаг. Этим удобнее заниматься на накатанной лыжне. Известно, что дети очень любят подражать. И если вы не просто даете указания, а показываете, как надо скользить то на одной, то на другой лыже, поочередно отталкиваясь палками, дети быстрее почувствуют и поймут ваши требования. Тот, кому уже приходилось обучать детей, наверное, знает, что главные ошибки новичков – недостаточное сгибание ног и слабое отталкивание. Следите за этим особенно внимательно. Специалисты советуют, разбежавшись, скользить то на одной, то на другой сильно согнутой ноге, приседая перед толчком. Лучше проделывать это на лыжне, которая идет под уклон. Малышам. Как правило, трудно сразу овладеть попеременным скольжением. Обычно разбегутся – и скользят на обеих лыжах сразу. Для разучивания скользящего шага можно порекомендовать такое упражнение: передвигаться по лыжне без палок, заложив руки за спину, слегка наклонившись вперед и перенося вес тела с ноги на ногу. Не торопитесь давать палки и при выполнении поворотов, спусков, подъемов «елочкой» или «лесенкой». И дело тут не только в большей безопасности, хотя и это тоже важно. Вы, наверное, обращали внимание, как неопытный лыжник буквально «висит» на палках, перенося чуть ли не всю нагрузку на руки. Поэтому, чтобы заставить работать ноги, лучше освоить скольжение и научиться сохранять равновесие. Первое время советуем обойтись без палок. Важно научить детей и простейшим способам торможения. Один из них называется «плугом»: пятки лыж раздвигаются, носки сводятся вместе, лыжи ставятся на внутренние ребра. Другой способ – «полуплуг» («упор»), когда одна лыжа скользит, другая отставляется пяткой в сторону и ставится на ребро. Первые лыжные «уроки» не должны быть слишком продолжительны: не более 15 – 20 мин. Между этими занятиями не должно быть больших перерывов, иначе дети могут утратить едва усвоенные навыки. А ваши похвалы – пусть маленьким успехам – прибавят желание вновь встать на лыжи.

Зачастую территория детского сада не позволяет создать условия для лыжных занятий. Для этой цели можно использовать близко расположенный парк или другую подходящую для этих целей территорию, защищенную от ветра, которую необходимо заранее подготовить для этих занятий. Дорога к ней должна быть безопасна и занимать не более 5-7 мин ходьбы.

Возраст 4-5 лет – очень подходящий период для освоения катания на коньках. Катание на коньках полезно всем, но особенно оно благотворно для организма девочек. Пожалуй, еще только занятия гимнастикой в такой же степени способствуют красивой осанке, вырабатывают плавность движений, музыкальность.

Малышам, как правило, предлагают фигурные коньки с зубчиками спереди. Коньки должны быть хорошо наточены. Ботинки надевают обязательно на шерстяной носок. Очень важно из правильно зашнуровать – пальцы ног свободны, а вот подъем туго стянут. Если ботинки великоваты, можно положить в них толстые стельки или надеть еще одну пару носков. Лучшая одежда для этих целей – комбинезон или курточка и утепленные или непромокаемые брюки.

Не следует пугаться, если после лыжной прогулки или катания на коньках дети жалуются на боли в ногах. Это может быть результатом непривычной мышечной нагрузки, чрезмерной продолжительности занятий. Но если эти жалобы регулярно повторяются, необходимо проконсультироваться с врачом: нет ли у ребенка плоскостопия.

Источник