Какая нормальная температура трансформатора

Какая нормальная температура трансформатора thumbnail

Любой электроприбор во время работы нагревается. Электротрансформатор не является исключением. Но перегрев приводит к выходу аппарата из строя, поэтому при эксплуатации следует учитывать, какова предельно допустимая и рабочая температура трансформатора.

Причины нагрева трансформаторов

Коэффициент полезного действия трансформатора, как и любого другого электроприбора, ниже 100% – от 80% у небольших устройств мощностью 10Вт до 99,5% у силовых трансформаторов. Потери выделяются в обмотках и магнитопроводе в виде тепла.

Нагрев магнитопровода

Потери в сердечнике состоят из двух составляющих:

  • вихревые токи;
  • потери на гистерезис.

Вихревые токи наводятся обмотками трансформатора в магнитопроводе, причем чем меньше его сопротивление, тем больше токи и нагрев железа. Для увеличения сопротивления железный сердечник делается не сплошным, а из тонких листов, изолированных друг от друга лаком и окисной пленкой. Изготавливаются он не из обычной углеродистой стали, а из трансформаторного железа, с добавками кремния, повышающего сопротивление металла.

Трансформатор

При работе магнитопровод намагничивается магнитным полем, создаваемым током, протекающим по катушкам. Поскольку ток переменный, то поле постоянно меняет полярность и происходит перемагничивание сердечника с выделением тепла. Этот процесс называется “петля гистерезиса”, а потери – потери на гистерезис.

Важно! Для каждого сечения, формы и материалов магнитопровода есть оптимальное число витков обмотки. При его уменьшении растут потери на гистерезис, а при увеличении растут потери в обмотках.

Нагрев обмоток

Проводники, которыми намотаны катушки, имеют активное сопротивление. При работе по этому сопротивлению протекает электрический ток и выделяется энергия, которая превращается в тепло.

Потери в обмотках уменьшаются при увеличении сечения провода и замене дешевого алюминия более дорогой медью, имеющей меньшее сопротивление, но эти способы ведут к увеличению габаритов или росту цены аппарата. Поэтому при проектировании электротрансформатора кроме технического производится экономический расчет.

Интересно! В 50-е годы для уменьшения потерь и нагрева проектировались силовые электротрансформаторы с обмотками из серебра, но из-за роста цен на него эти проекты не были реализованы.

Обмотки трансформатора

Допустимый нагрев трансформаторов

Электротрансформатор – аппарат с высоким, но не 100% КПД. При работе ток, протекающий по обмоткам, нагревает их. Кроме этого, греется магнитопровод. В нем возникают вихревые токи и тратится энергия на перемагничивание. Эти потери нагревают аппарат.

Допустимая температура трансформатора в нормальном режиме зависит от изоляции обмотки:

  • провод покрыт электротехническим лаком – 70°С;
  • проводник обмотан х/б ниткой – 105°С;
  • вместо х/б нитки используется стекловолокно – 180°С;
  • трансформаторы, имеющие масляное охлаждение, допускается нагревать до 80°С.

Способы уменьшения температуры электротрансформаторов зависят от мощности и напряжения устройств.

Важно! Работа при предельно допустимой температуре приводит к ускоренному износу изоляции и “старению” масла. Поэтому следует избегать эксплуатации устройств в подобных режимах.

Трансформатор

Воздушное охлаждение

Потери энергии, нагрев и вес аппаратов при увеличении мощности растут. При этом потери и объем увеличиваются в кубической зависимости от габаритов устройства, а поверхность и способность отдавать тепло растет в квадратной степени. Поэтому способы воздушного охлаждения зависят от мощности аппарата.

Трансформатор

Трансформаторы малой мощности

В аппаратах мощностью 5-10ВА соотношение между потерями и площадью поверхности позволяет устанавливать их в закрытом корпусе. Такую конструкцию имеют блоки питания для электронной аппаратуры малой мощности, например, роутер или антенный усилитель.

Для уменьшения рабочей температуры трансформатора в блоках питания электронной аппаратуры на первичную обмотку подается напряжение высокой частоты. Предельная рабочая температура трансформатора в блоке питания составляет, в зависимости от конструкции, от 100 до 165°С.

Трансформатор

Трансформаторы с принудительным охлаждением

В более мощных аппаратах делаются зазоры между обмотками, а в корпусе имеются отверстия для циркуляции воздуха. Для улучшения охлаждения и уменьшения габаритов электротрансформаторов мощностью свыше 10-50кВА устанавливаются вентиляторы принудительного обдува. Такая система позволяет охлаждать аппараты до 1000кВА. Более мощные установки помещаются в бак, наполненный маслом.

Читайте также:  Какая нормальная температура процессора amd fx 9590

Трансформаторы с масляным охлаждением

Для лучшего охлаждения аппарат помещается в бак, наполненный трансформаторным маслом. Оно отводит тепло от обмоток в 6-8 раз лучше воздуха. Для качественного охлаждения бак с электротрансформатором должен быть полностью заполнен и сверху устанавливается расширительный бачок.

Масло является пожароопасным при вытекании. Для защиты устройств от перегрева и возгорания трансформаторы оснащаются датчиками уровня жидкости и температуры.

В зависимости от мощности электротрансформаторов есть четыре системы уменьшения температуры масла:

  • естественное, за счет конвекции масла и окружающего воздуха;
  • дутьевой, при помощи обдува бака вентиляторами;
  • с принудительной циркуляцией масла насосами и обдувом бака;
  • с водяным охлаждением масла.

Трансформатор

Справка! Допустимая рабочая температура масла – 80°С. При проверке его качества измеряется температура вспышки (возгорания). Она должна быть не менее 135°С.

Естественное охлаждение масла

Масло в баке при работе устройства нагревается и нуждается в охлаждении. Эффективность естественного охлаждения растёт с увеличением поверхности бака, но простое увеличение размеров мало эффективно. Лучший эффект дает оснащение бака радиаторными ребрами или трубами.

Трубы располагаются вертикально, в несколько рядов и подключаются в верхней и нижней части бака. При работе и нагреве обмоток теплое масло поднимается от катушек вверх, выходит в трубы и идет вниз. При движении охлаждающая жидкость остывает и поступает охлажденным обратно в бак.

Этого достаточно для работы электротрансформаторов мощностью до 6300кВА. В более мощных установках применяются устройства принудительной циркуляции масла.

Информация! Принцип работы системы похож на систему индивидуального водяного отопления.

Трансформатор

Дутьевое (вентиляторное) охлаждение

Самый простой способ принудительного охлаждения – это обдув масляного бака вентилятором. Эффективность отдачи тепла по сравнению с естественным охлаждением выше на 40-50%. Таких вентиляторов может быть несколько.

Для улучшения теплоотдачи трубы делаются не круглыми, а прямоугольного сечения, а также с продольными радиаторными ребрами. Дополнительно устанавливается блок автоматики, управляющий вентиляторами. Возможны три варианта:

  • питание вентиляторов включено при нагрузке 50-60% номинальной;
  • обдув включен, если достигнута температура 50°С;
  • вентиляторы работают все время рабочего режима установки.
  • Система дутьевого охлаждения эффективна до мощности 63000кВА. Электротрансформаторы большей мощности нуждаются в дополнительных устройствах, для нормальной работы и уменьшения температуры масла.

Трансформатор

Принудительная циркуляция

Чем быстрее двигается масло внутри бака и радиаторных труб, тем эффективнее происходит отдача тепла в окружающее пространство, поэтому для охлаждения трансформаторов большой мощности применяется система, включающая в себя вентиляторы, обдувающие бак и насосы, ускоряющие циркуляцию масла. Эта система называется “ДЦ” (дутье-циркуляция).

Насосы позволяют увеличить предельную длину и количество трубок и уменьшить их сечение, увеличив площадь теплоотдачи или вместо прямых труб нагнетать масло в радиаторы, похожие на автомобильные. На каждом радиаторе устанавливается свой вентилятор для обдува.

Ускорение движения при помощи насосов выравнивает температуру внутри бака, улучшает передаче тепла от нагретых элементов к охлаждающей жидкости. Наличие насосов позволяет направить движение масла не только вдоль катушек, но и по каналам внутри обмоток и магнитопровода.

Трансформатор

Водяное охлаждение

Коэффициент теплопередачи воды в несколько раз больше, чем воздуха, поэтому самая эффективная система снижения температуры – водяная. Масляные радиаторы находятся в водяной “рубашке”. Движение масла по трубам и воды осуществляется при помощи насосов. Это маслянно-водяной вид охлаждения, или система типа “Ц”.

Такие системы компактнее, чем обычные, но дороже, поэтому используются в тех случаях, когда это экономически выгодно. Например, при замене уже установленных аппаратов на более мощные внутри существующих помещений или для уменьшения размеров строящихся зданий.

Читайте также:  При какой температуре печь картошку

Предельная рабочая температура трансформатора регламентируется ПУЭ, ПТЭ и другими нормативными документами.

Трансформатор

Источник

Все электрические приборы нагреваются в процессе эксплуатации, трансформаторы – не исключение. Мощные трансформаторы охлаждаются с помощью масла, помещаемого в специальные баки и отводящего тепло от агрегата. Рассмотрим температуру масла в трансформаторе, с учётом допустимого диапазона, причины нагрева и виды систем охлаждения.

Особенности конструктивного устройства системы охлаждения масляного трансформаторов

Масло используется в трансформаторах не только в качестве охлаждающей среды, но и как жидкий диэлектрик. Обмотки выполняются таким образом, что в корпусе между ними сохраняются свободные полости, заполняемые диэлектрической жидкостью.

Тепло отводится через трубки с эллиптической формой сечения, расположенные с наружных сторон корпуса. Охладитель циркулирует по круговой схеме, из бака в трубки, через расширитель, и возвращаясь обратно.

Для трансформаторов класса от 5 МВА этого оказывается недостаточно, и возникает необходимость устройства радиаторов для дополнительного отвода тепла от магнитопровода и обмоток.

Охлаждение

Какая должна быть температура масла

Допустимые температурные показатели жидкого диэлектрика определяются материалом, используемым для изготовления изоляционного покрытия проводов обмоток. Номинальное значение температуры работающих трансформаторов при нижеуказанном материале изоляции (вне зависимости от системы охлаждения) составляет:

  • электротехнический лак – до 70°С,

температура

Предельная температура нагрева масла для трансформаторов с масляной системой охлаждения не должна превышать 80°С.

Нормативы температуры масла в силовых трансформаторах, использующих указанную систему охлаждения, регламентируются требованиями ГОСТ 11677-85, определяющим технические условия эксплуатации указанного оборудования.

Как измеряют температуру

Температура масла измеряется специальными термометрами или термопарами, фиксирующими данный показатель для верхнего слоя охладителя.

Прибор помещается в устроенной для этого пазухе корпуса, с погружением в измеряемую среду до 120 мм, чтобы исключить отвод тепла на крышку конструктивного элемента.

Причины нагрева

Температурный нагрев данного оборудования происходит из-за процессов в магнитопроводе и обмотках. Нагрев сердечника вызывается следующими причинами:

  • воздействием вихревых токов;
  • гистерезисом сердечника (изменением полярности).

Вихревые токи наводятся в обмотках вокруг сердечника. Их величина возрастает с падением сопротивления проводов. Кроме системы охлаждения, влияние вихревых токов снижается за счёт того, что сердечник изготавливается не цельным, а в виде отдельных пластин, изолированных друг от друга.

В качестве материала используется специальная трансформаторная сталь, с добавками кремния, повышающего сопротивление пластин сердечника.

В процессе эксплуатации агрегата, за счёт намагничивания материала от воздействия магнитного поля, постоянно изменяется полярность. Этот процесс приводит к перемагничиванию сердечника, сопровождающемуся выделением тепла.

Указанный процесс минимизируется за счёт оптимального подбора формы и конструкции сердечника, количества витков в катушках.

Провод обмоток обладает активным сопротивлением. Значение указанной характеристики зависит от материала. Уменьшить тепловые потери можно путём перехода на использование меди. Но это приводит к возрастанию стоимости производства оборудования, что не всегда выгодно в экономическом плане.

Выход – в оптимальном выборе материала, с достижением разумного компромисса между качеством и ценой.

Способы охлаждения

Производятся трансформаторы со следующей системой охлаждения.

Естественное воздушное охлаждение – сухие трансформаторы:

  • открытое (С),
  • защищенное (СЗ),
  • герметизированное (СГ),
  • принудительная система охлаждения, посредствам дутья(СД).

Масляное естественное (М):

  • с естественной циркуляцией охладителя и дутьем воздуха (МД);
  • с принудительной циркуляцией масла по системе с дутьем (ДЦ);
  • с направленным масляным потоком (НДЦ),
  • масляно-водяная система охлаждения с принудительной циркуляцией (Ц),
  • с направленным потоком охладителя и масляно-водяной системой (НЦ),
  • с дистиллированной водой в качестве охлаждающей жидкости (Н).

системы-охлаждения

При этом поток жидкого диэлектрика в принудительной масляной системе охлаждения может быть направленным и ненаправленным.

Чтобы исключить аварийный выход оборудования из строя, необходимо контролировать значение температуры масла в системе. Охладитель должен регулярно меняться, поскольку с течением времени происходит его старение, в результате чего масло теряет заданные свойства.

Читайте также:  Какая в норме базальная температура за неделю до месячных

Более подробно про охлаждение силовых трансформаторов можете прочитать в учебнике со страницы 65:Открыть и читать файл

Источник

Преобразование энергии происходит в трансформаторе с известными потерями. Подавляющая часть потерь выделяется в виде тепла в активных частях трансформатора, его магнитопроводе и обмотках. Магнитные потери, выделяющиеся в магнитопроводе, с достаточной точностью можно считать пропорциональными квадрату напряжения u, электрические потери в обмотках – пропорциональными квадратам токов, или /2 . При переходе от одного нагрузочного режима к другому изменяются главным образом электрические потери в обмотках, магнитные потери при постоянном первичном напряжении почти не изменяются.

Некоторая часть потерь мощности выделяется также в конструктивных частях (баке, нажимных деталях и т.п.), располагающихся в магнитном поле.

Тепло, выделяющееся в трансформаторе, нагревает его, и температура его частей становится выше, чем температура окружающей среды. По мере увеличения температуры частей трансформатора возрастает поток тепла, передаваемый в окружающую среду, так как тепловой поток пропорционален превышению температуры нагретой части над температурой окружающей среды. Через достаточно большое время (теоретически через бесконечно большое время) рост температуры обмоток прекращается, так как все выделяющаяся в них тепло передается окружающей среде.

Установившаяся температура нагретых частей зависит от устройства системы охлаждения, при помощи которой происходит удаление тепла во внешнюю среду.

Трансформатор и его система охлаждения должны быть спроектированы таким образом, чтобы температура его частей не превышала допустимых пределов. Лимитируется в основном температура частей, соприкасающихся с изоляционными материалами, маслом и другими диэлектрическими жидкостями.

Старение изоляционного материала, выражающееся в уменьшении его электрической и механической прочности, происходит тем интенсивнее, чем выше его температура. Опытным путем выявлено, что повышение температуры на 8 °С сокращает срок службы масляного трансформатора с бумажной изоляцией в 2 раза.

Трансформатор может надежно служить в течение 15-20 лет, если его отдельные части имеют в номинальном режиме следующие превышения температуры, °С:

Допустимая температура для масляных трансформаторов

Обмотки………………………………………………………………………………………. 65

Наружные поверхности магнитопровода и конструктивных частей… 75

Масло в верхних слоях:

при герметизированном исполнении………………………………………… 60

в остальных случаях………………………………………………………………… 55

Для трансформаторов с воздушным охлаждением

Обмотки и поверхности магнитопровода, соприкасающиеся с изоляцией класса нагревостойкости

А…………………………………………………………………………………………….. 60

Е……………………………………………………………………………………………… 75

В…………………………………………………………………………………………….. 80

F……………………………………………………………………………………………… 100

Н…………………………………………………………………………………………….. 125

Эти превышения температуры относятся к трансформаторам, отдающим тепло окружающему воздуху, наибольшая температура которого принимается равной 40 °С; при охлаждении водой, температура которой на входе в охладитель считается равной 25 °С, температура может быть увеличена на 15 °С.

Расчетная температура частей трансформатора, обеспечивающая срок службы трансформатора 15-20 лет, установлена с учетом наблюдающихся в эксплуатации суточных и годовых колебаний температуры окружающей среды и нагрузки трансформатора. Большую часть времени (при нагрузке меньшей, чем номинальная, или температуре окружающего воздуха ниже 40 °С) температура изоляции трансформатора не достигает расчетной, что заметно увеличивает срок его службы.

При установившихся коротких замыканиях температура обмоток не должна превышать:

Для масляных трансформаторов:

с обмотками из меди……………………………………………………………. 250 °С

с обмоткам из алюминия……………………………………………………… 200 °С

Допустимая температура для трансформаторов с воздушным охлаждением с обмотками из меди и изоляцией класса нагревостойкости:

А………………………………………………………………………………………… 180 °С

Е………………………………………………………………………………………… 250 °С

B,F,H………………………………………………………………………………… 350 °С

Для трансформаторов с воздушным охлаждением с обмотками из алюминия и изоляцией класса нагревостойкости:

А………………………………………………………………………………………… 180 °С

E,B,F,H…………………………………………………………………………….. 200 °С

Длительность короткого замыкания должна быть ограничена таким образом, чтобы указанная температура не была превзойдена.

Допускаемые в реальных условиях эксплуатации длительные нагрузки, а также длительно и кратковременно допустимые перегрузки оговорены в ГОСТ 11677-85 и ГОСТ 14209-85.

Источник