При каких температурах происходят превращения воды

Рассмотрим виды агрегатного состояние воды: лед, водяной пар, вода и плазма. В связи с этим, различают воду по следующим состояниям:
- твёрдое состояние — лёд;
- жидкое состояние — вода;
- газообразное — водяной пар;
- плазма.
ТВЕРДОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДЫ
В таком виде вода, в данном случае лед, сохраняет свою форму и объем. Под воздействием температуры вода начинает менять состояние и превращаться в лед, т.е. замерзать. Различают два вида твердого состояния воды — это аморфное и кристаллическое. При аморфном состоянии атомы вещества хаотичны, а при кристаллическом — наоборот упорядочены.
ЖИДКОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДЫ
В этом состоянии у вещества неизменен его объем, но его форма меняется, т.е. лед превратился в воду, растекся, изменив форму, но объем остался неизменным. Жидкое состояние вещества подразделяют на 2 вида — состояние смеси (молоко, суспензия, кровь) и чистая вода. Кстати жидкости могут быть использованы в качестве растворителей, но тут существует до сих пор “зависшая” проблема-это произвольные изменения в скорости прохождения химическим реакций в водных растворах. Склоняются к тому, что вода различной структуры имеет различные как физические, так и биологические свойства, и определенными опытами это доказано.
В итоге структурные связи – это одна из причин аномальных свойств воды.
Таким образом, вода и лёд – самые удивительные минералы на Земле.
СОСТОЯНИЕ ГАЗА
В газообразном состоянии не сохраняется ни форма, ни объем. Еще это называют водяным паром. Он не имеет цвета, ничем не пахнет и безвкусен. Пар для глаз невидим, он в воздухе растворен, но его представить как конденсат, который появляется когда кипит вода в кастрюле, как туман, или как испарение при дыхании на холодном воздухе. Его концентрация растворимости зависит от таких показателей — давление, температура. Также он подразделяется на два агрегатных состояния — туман и пар, их показателем предельной концентрации является точка росы и насыщенный пар.
ПЛАЗМА
Плазма – это непривычный для нас газ — ионизированный, состояние воды, выявленное недавно. Как известно, что при нагревании вода превращается в пар/газ, а если продолжать и дальше повышать температуру полученного газа, то на выходе мы имеем плазму. Плазму можно наблюдать невооруженным глазом — это Солнце, вспышки молнии.
КАК МЕНЯЮТСЯ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ
Под действием температуры и определенных внешних воздействий вода меняет свое состояние, происходит фазовый переход воды из одного состояния в другое. К фазовым переходам воды относятся такие процессы, как:
- Лёд-вода, иначе процесс плавления, при котором происходит переход вещества из твердого состояния в жидкое.
Чтобы понять, почему вода меняет свое состояние, нужно знать, что материя состоит из атомов, они в свою очередь группируются в молекулы. А молекулы постоянно движутся. Вот как раз эта энергия движения — кинетическая энергия, и задает состояние вещества. При постоянной температуре не происходит изменение объема и формы у твердых веществ, так как у них мало кинетической энергии. У жидких — объем прежний, но меняется форма, так как им хватает энергии для преодоления силы взаимного притяжения, что дает возможность им перемещаться. А вот у газа нет постоянной формы и объема, так как у его молекул очень много кинетической энергии и они абсолютно свободны в своих передвижениях. - Вода-лед, это процесс замерзания (кристаллизации) — жидкое вещество переходит в твердое. Рассмотрим процесс кристаллизации, он возможен, когда понижается температура. Когда молекулы теряют свое теплоту, то становятся менее подвижны, так как им не хватает энергии. Например, мы контейнер с водой поставили в морозильную камеру холодильника, и вода превратится в лед. Обратный процесс, нагревание льда приводит к таянию и смене состояния на жидкое. Если мы продолжим нагревать жидкость, то она при достижении точки кипения начнется превращаться в пар.
- Вода-пар (газо/парообразование), пар-вода (конденсация). По мере того, как происходит увеличения температуры воды, ускоряется испарение, и как вода достигнет температуры 100*С, она начинает закипать, в таком состоянии она больше не может принимать энергию не изменив свое состояние, в итоге происходит испарение. Кипение — это интенсивный процесс перехода воды в пар, а конденсация это процесс обратный. При конденсации же, процесс происходит наоборот, выделяется небольшое количество тепла в окружающую среду, и ее температура немного повышается.
- Лед-пар (минуя состояние воды), такой процесс получил название сублимация примером сублимации может послужить эксперимент с мокрой рубашкой, вывешенной на мороз — лед исчезнет с рубахи, превратившись в пар.
- Пар — лед, в итоге мы имеем десублимацию. При этом процессе выделяется энергия. Примером может послужить морозный узор на стеклах.
- Газ-плазма. Для этого необходимо ионизировать газ. Степень ионизации зависит от количества атомов и от температуры.
Статью проверил и отредактировал Papa Vlada.
Первоисточник статьи опубликован на сайте про воду.
Источник
Алексей Кистень
18 октября · 1,4 K
При атмосферном давлении нагреть воду выше 100 С не удастся: после достижения температуры кипения вся подводимая энергия будет расходоваться не на нагрев, а на парообразование. Время полного превращения жидкости в пар зависит от мощности источника энергии и, разумеется, от исходного количества жидкости.
Психология отношений, психология личности. Производство химии: антискалантов, пылеподавите… · akva-kompozit.ru
Тут важно, при каком давлении происходить дело. При стандартном давлении при температуре 101С вода в жидком состоянии существовать не может. Но вот “как быстро” – это зависит от размера капли воды, так как нагрев этой капли происходит с поверхности, то есть чем больше капля, тем больше время ее превращения в пар. Также будет зависеть от того, чем… Читать далее
Экономист, работаю по образованию. Читаю и смотрю всякую хрень.
Эммм… Вообще мгновенно превращается при нормальном атмосферном давлении. Если давление выше, то может и вообще не превратиться в пар, а если ниже, то и 100 градусов не потребуется. Что касается “кастрюльки на плите”, то в ней в пар превращается только нагретая до 100 градусов вода (она у дна в основном), при этом все, что бурлит еще этой… Читать далее
На сколько градусов в минуту остывает кипяток (100 градусов) при комнатной температуре (20 градусов)?
Георазведка, путешествия, журналистика, и т.д.
Ответ зависит от того, в какой емкости находится кружка – состав стенки емкости и ее толщина (удельная теплоемкость). Это может быть алюминиевая кружка, а может лютый термостаканище.
По ощущениям, за 5 минут кипяток остывает до вида “можно пить по чуть-чуть” и не обжечься, а за 20 минут до примерно комнатной.
dT = k(T – Tср)*dt, где
dT – разность температуры жидкости, на которую оно охладится за время dt;
T – начальная температура жидкости;
Tср – температура окружающей среды;
k – коэффициент, зависящий от множества условий, таких как форма чашки, толщина ее стенок, покрыта ли она крышкой при остывании, есть ли движение воздуха и т.п.
До какой максимальной температуры можно нагреть воду?
Бывший школьник, недопсихолог, далеко не генетик и не нейрофизиолог, но…
Имеется в виду жидкая вода или вода вообще?
Как верно заметил оратор выше, с увеличением давления увеличивается и температура кипения, однако продолжаться бесконечно это не может. Каждое вещество имеет критическую температуру фазового перехода — когда давление настолько большое, что различия между фазой жидкости и газа у вещества исчезают (плотность жидкости и её насыщенного пара уравниваются, а поверхностное натяжение вещества доходит до нуля). У воды это проходит при максимальном давлении в 218,3 атмосфер, тогда температура кипения будет равна 647 по Кельвину или примерно 374 по Цельсию.
Если имеется в виду максимальная температура вещества вообще, то здесь она для всех веществ одинаковая. Для начала, после нагрева молекул воды до температуры в несколько тысяч градусов, с орбит атомов слетят электроны и в целом получится уже не вода, а свободные ядра водорода и кислорода. Далее, на температуре около ста миллиардов градусов и ядра развалятся протоны с нейтронами, позже — протоны разделятся на кварки и глюоны.
Что будет, если нагревать дальше? Существует верхний предел температуры (планковская температура) для всех веществ во Вселенной. Выше планковской температуры энергия частиц становится настолько большой, что гравитационные силы между ними становятся сравнимы с остальными фундаментальными взаимодействиями. Проще говоря, вся материя переходит в энергию, ибо сама по себе температура в термодинамике — это кинетическая энергия молекул. Равна эта величина примерно 1,416808*10^32 (141 680 800 000 000 000 000 000 000 000 000 — сто сорок один нониллион, шестьсот восемьдесят октиллионов, восемьсот септиллионов) градуса Кельвина с погрешностью.
Прочитать ещё 1 ответ
Источник
Вода — основа жизни и в природе она может находиться в трех
основных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Однако, искусственно можно
создать условия, при которых вода переходит в состояние плазмы.
В этой статье мы разберем, почему вода может быть в жидком,
твердом и газообразном состояниях, и при каких условиях меняются ее агрегатные
состояния.
Жидкое состояние воды в природных условиях планеты Земля
преобладает.
Твердое состояние воды
Вода в твердом состоянии – это лёд и снег. Некоторые не
понимают, к какому агрегатному состоянию воды относится иней. Конечно, к
твёрдому! Это мелкая ледяная крошка, замерзшие капли росы.
Твердая – это замороженная вода. Когда она замерзает, ее
молекулы отодвигаются подальше друг от друга, делая лед менее плотным, чем
жидкость, т.е. вода в твердом состоянии занимает больший объем, чем в жидком.
Большинство веществ при снижении температуры сжимается, а
вода – расширяется, и в этом ее уникальная особенность.
Замерзает – это значит, что при 0 градусов Цельсия вода
кристаллизуется и переходит из жидкого состояния в твердое. Наличие в воде
солей снижает температуру замерзания.
На школьных олимпиадах встречается такой интересный вопрос:
какой металл, находясь в расплавленном состоянии, может заморозить воду? Ответ
– ртуть, которая начинает плавиться при температуре -39 градусов Цельсия.
Понятно, что жидкая ртуть при температуре от -38 до 0 способна заморозить воду,
отбирая у нее тепло.
Несмотря на то, что самое распространенное на нашей планете
— жидкое состояние воды, значительная ее часть (2/3 всех пресноводных запасов)
находится в замороженном виде. Площадь ледников – около 11% всей суши Земли.
Если жидкое состояние пресной воды переходит в твердое при 0
градусов Цельсия, то морская вода средней солености замерзает примерно при -1,8
градусах Цельсия.
Жидкое состояние воды
Вода в жидком состоянии встречается на нашей планете не
только в реках и океанах. Облака состоят из крошечных капелек воды и
кристалликов льда, и дождь – это тоже жидкая вода.
Также вода в жидком состоянии просачивается через почву и
образует подземные водные горизонты, из которых черпается основная масса
питьевой воды.
Вода в жидком состоянии отличается высокой прилипчивостью к
различным твердым материям. Сама по себе она не является «влажной», но легко
делает влажными большинство твердых материалов.
Жидкая вода легко переходит в твердое и газообразное
состояние. Главным образом, это зависит от температуры. Но свою роль играет и
давление.
Физический переход воды из жидкого состояния в газообразное
называется испарением, потому что газообразное состояние воды называется паром.
Как жидкое состояние воды превращается в газообразное? Когда
мы кипятим воду, она превращается из жидкости в газ, или водяной пар. Когда его
часть остывает, мы видим небольшое облако, которое и называют паром. Хотя, если
мы его видим, то это уже жидкое состояние воды, т.е. скопление ее
микроскопических капелек.
Пар — это вода в газообразном состоянии, которое образуется,
когда вода кипит или испаряется. Настоящий пар невидим; однако слово «пар»
часто ошибочно относят к влажному пару, видимому туману, как аэрозолю водяных
капель, образующихся при конденсации водяного пара.
И тут всплывает такое понятие, как «точка росы». Это
температура воздуха, которая меняется в зависимости от давления и влажности,
ниже которой водный пар начинает конденсироваться в водяные капли и образуется
роса. Т.е. агрегатное состояние воды из газообразного состояния меняется на
жидкое.
Закипает жидкая пресная вода при 100°C (градусах Цельсия)
или 212°F (градусах Фарингейта), в условиях нормального атмосферного давления.
Чем ниже давление (например, в горах), тем выше температура кипения.
Состояние газа
Итак, вода в газообразном состоянии – это пар. Утверждение,
что большая часть воды в гидросфере находится в газообразном состоянии – не
верно.
Не все хорошо себе представляют, в каком состоянии вода
способна испаряться. Оказывается, вода в твердом состоянии испаряется так же,
как и жидкая, только медленнее! Скорость испарения зависит от температуры. Т.е.
в газообразное состояние вода может переходить прямо из твердого, минуя жидкое.
Испаренная с поверхности Земли вода в газообразном состоянии
образует облака и тучи
Четвертое агрегатное состояние: плазма
Все знают, в каких трех состояниях вода находится в
окружающей природе. Однако, ученые знают и четвертое состояние воды – плазму,
которую называют гидроплазмой.
Водяной пар можно нагреть до такой температуры (2 200 -13
900°С, или 4 000- 25 000 ° F), что молекулы воды распадаются и получается
просто смесь атомов водорода и кислорода в виде плазмы. Там динамически может
присутствовать некоторое количество молекул воды, но всё равно эта смесь ионов
и молекул будет водородно-кислородной плазмой.
Вообще плазма – это такое состояние вещества, которое
настолько насыщено энергией, что от атомов отлетают электроны. Не говоря уже о
разрушении молекулярных структур и кристаллических решеток.
Плазменное состояние воды в природе не встречается, однако оно
всё больше интересует ученых в плане возобновляемых источников энергии. Очень
заманчивая идея – получение из воды топлива в виде горючего водорода, который
реагирует с кислородом и опять образует воду…
Как меняются агрегатные состояния
В принципе, агрегатное (физическое) состояние воды, как и
любого другого вещества, зависит от температуры и давления. В природных
условиях Земли возможны только три состояния веществ: твёрдое, жидкое и
газообразное. Это и есть ответ на вопрос «в каких трех состояниях вода
находится в природе».
Также теперь Вы знаете ответы на многие другие интересные
вопросы типа «какой металл, находясь в расплавленном, т.е. жидком, состоянии,
может заморозить воду, т.е. превратить ее в лёд» и т.п.
И Вы имеете понятие, в каком агрегатном состоянии может
находиться вода в природе и в искусственных условиях.
Источник
22. 11. 2016г. Тема урока: Превращение воды
Цель урока:
формировать представление о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды, их связь с сезонными изменениями в природе
Задачи урока:
образовательные: сформировать у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении воды в природе;
развивающие: развивать способности наблюдать, мыслить, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, самостоятельности мышления;
воспитательные: воспитание любви к природе, познавательного интереса
Планируемые результаты:
Предметные:
– различать три состояния воды;
Метапредметные:
– понимать цель урока, стремиться ее выполнить;
– оценивать достижения на уроке;
– наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы;
– работать со схемами: анализировать, объяснять, моделировать
Личностные:
– иметь представление о целостности окружающего мира;
– испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
– понимать свою роль в деле охраны окружающей среды;
– актуализация своего опыта.
Формирование универсальных учебных действий.
Познавательные: общеучебные – умение работать с информацией в тексте, умение размышлять, осмысливать, обобщить полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у учащихся собственное отношение к информации; смысловое чтение; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта), умение соотнести новую информацию с ранее полученной (от старых знаний к новым – осмысленное чтение), умение анализировать то, что он уже знает об изучаемой теме.
Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
Регулятивные:ориентирование в учебнике и в рабочей тетради; контроль своих действий; оценка результатов своих действий; прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные:умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с товарищами; вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах; строить понятные речевые высказывания, аргументировать свои ответы, обосновывать свое мнение и доказывать.
Оборудование:
Презентация «Превращения воды»; фильм «Три состояния воды»; мультфильм «Как вода становится паром и водой»; учебники; блюдце, кусочки льда; карточки на доску; карточки для самостоятельной работы детям; ТПО; схемы частиц в твердом, жидком и газообразном состоянии; условные знаки «прогноза погоды»; модели термометров; магниты; снежинки (ЗЖК)
Ход урока:
1.Организационный момент урока (слайд №1)
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?
-А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока
Урок мы будем (изучать)
Информацию из урока (извлекать)
Точку зрения ( высказывать)
На вопросы ( отвечать)
И, конечно, без сомненья, речь при этом ( развивать)
– Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)
– Какие задачи поставим? (Узнать новое)
– Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.
-Сегодня на урок пришли гости. Поприветствуйте их.
– Настроение каково?
Дети: Во!!!
2.Прогноз погоды
– Урок окружающего мира мы начнём с прогноза погоды. (исправляют ошибки)
– Кто может рассказать о сегодняшней погоде?
-С каким настроением вы начинаете урок? Обозначьте.
-Надеюсь, что материал сегодняшнего урока будет всем ясен и понятен.
3.Актуализация знаний о воде
-О чем пойдет речь на нашем уроке? Внимание на экран (Видеофрагмент «Вода»)
(Слайд №2)
-А кто из вас сможет мне ответить что такое вода? (вода – это вещество)
– А любое вещество имеет свои свойства.
– О каких свойствах воды нам уже известно? (слайд №3)
-Какова роль воды в жизни организмов?
–Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке?
-Как можно очистить загрязненную воду? (Сначала пропустить воду через бумажный или многослойный тканевый фильтр, затем прокипятить или добавить несколько кристаллов марганцовки.)
-На какой вопрос мы не нашли ответа.
-Что в природе очищает воду?
– Кто дома нашёл ответ на этот вопрос?
-Чем пользовались при этом?
4. Диктант «Истинные и ложные высказывания»
-А сейчас вспомним о свойствах воды. Проведём игру «Веришь или нет»
На листочках запишите свои ответы «да» или «нет»
Веришь ли ты, что…
1.Чистая вода – жидкость белого цвета. (нет)
2.Вода обладает текучестью (да)
3.Чистая вода не имеет запаха. (да)
4. Чистая вода – прозрачная жидкость. (да)
5.Чистая вода имеет приятный запах. (нет)
6. Вода растворяет любые вещества (нет)
7. Вода – это и дождь, и снег, и град, и иней, и роса? (да)
-А теперь поменяйтесь листочками, возьмите карандаш и проверьте работу соседа.
(слайд № 4)
-Поднимите руку, у кого все ответы верные. Молодцы!
-А кто допустил больше трёх ошибок? Вы меня огорчили.
5.Сообщение новых знаний
– Отгадайте загадки (слова-отгадки крепятся на магнитной доске)
Лёгкий, белый и пушистый,
А на солнышке искристый,
Лишь зимой у нас бывает
И в ладошке быстро тает. (Снег)
То ли дым, то ль облака,
То ль волшебная река
Из чудесной мягкой ваты,
Кто укрыл всё белой лапой?
То не сказка, не обман,
Землю скрыл густой… (Туман)
Он не снег, но тоже белый,
А в тени немного синий.
Что же это, в чем тут дело!?
На траве белеет … (Иней)
Вышла туча на прогулку
И взяла с собой шкатулку.
Туча бегала, резвилась,
И шкатулочка открылась,
И рассыпался вниз — ох! —
Круглый, ледяной горох. (Град)
Утром капельки воды
На траве увидишь ты,
В каплях лепестки цветов,
В каплях листики кустов.
Пьёт из капельки оса.
Эти капельки —… (Роса)
– Что объединяет эти явления? (Это все вода. Вода в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.)
-Послушайте, и предположите, что это может быть?
Вчера солнышко купалось в луже под окном,
Но сегодня лужу затянуло льдом.
-Что же произошло с водой?
-И почему?
-А что ещё с ней может произойти?
-Так о чём же мы будем говорить сегодня?
Слайд № 5 (О превращениях воды)
– Итак, тема нашего урока: «Превращение воды».
-В каких состояниях может находиться вода? (Слайд №6)
(Слайд № 7 «3 состояния воды»)
(Слайд № 8 « Вода»)
(Слайд № 9 «Замерзание»)
(Слайд № 10 «Таяние»)
(Слайд № 11 «Испарение»)
(Слайд № 12 «Конденсация)
8.Работа с учебником
-Откройте учебник на стр. 102, возьмите в руки карандаш. При чтении текста не забывайте отмечать: + новое для меня. (чтение текста вслух)
-Что из прочитанного было нам известно?
-Почему воду называют удивительным веществом?
-В каких трёх состояниях вода может находиться в природе?
-Что из прочитанного вы отметили знаком +? Что новое узнали?
При изменении температуры вода может переходить из твёрдого состояния в жидкое, а из жидкого – в твёрдое. Из жидкого состояния в газообразное, а из газообразного – в жидкое. Эти превращения воды называют процессами (процесс – переход вещества из одного состояния в другое) таяния и замерзания, испарения и конденсации.
На доске появляются карточки:
испарение,
конденсация(слово это произошло от латинского конденсатио, что означает уплотнение, сгущение),
замерзание,
таяние
-Можете вы назвать, какое превращение воды называют процессом испарения и конденсации? Значит знаний нам ещё недостаточно.
-Внимательно посмотрите фильм, может быть, там вы найдёте ответ на этот вопрос.
9. Закрепление полученных знаний
а) Фильм «Три состояния воды»
б)
-Давайте воспользуемся условными знаками осадков и распределим их по состояниям.
Дождь, роса снег, град, иней туман
-Несмотря на эти различия, все они представляют разные состояния одного и того же вещества – воды. А значит, и лёд и туман и роса состоят из одинаковых мельчайших частиц
– КАКИХ? Из молекул.
-Вспомните, как располагаются молекулы в жидком, твёрдом и газообразном веществах?
в) №33 стр. 34 ТПО
Когда вода при нагревании превращается в пар, расстояние между молекулами увеличивается. Молекулы двигаются поодиночке, сталкиваясь при движении друг с другом и разлетаясь в стороны после столкновений.
(схема частиц в газообразном состоянии)
Когда же при охлаждении вода превращается в лёд, её молекулы объединяются, выстраиваются в стройные ряды, образуя кристаллики. Но движение молекул при этом не прекращается, они всё время колеблются.
(схемы частиц в жидкостях, в твердых состояниях)
– Вода может превратиться в снег, град, лёд, росу, иней.
-Как вода превращается в пар, росу и как это превращение воды называется
-Сейчас за окошком поздняя осень. Всё холоднее по ночам. И вот однажды утром мы увидели на лужах первый лёд. Выпал первый снег. Но всё это было недолговечно, солнце быстро растопило его…
– И что произошло с первым снегом? (превратился в воду).
– Вот оно – первое превращение: лёд и снег превращаются при нагревании в воду. Мы можем в этом убедиться на собственном опыте.
Опыт № 1 Показать блюдце, в котором лежал лёд
Опыт №2 Испарение
– Ребята, подумайте, а обратное превращение возможно?
– Действительно, вода превращается в лёд при нуле градусов и ниже.
– Крошечные льдинки образуются и высоко в облаках. Там они увеличиваются, превращаются в снежинки и падают на землю. Так вода превращается в снег. Лёд и снег – это вода в твёрдом состоянии.
– Скажите мне, ребята, а дежурные моют доску, технички – полы? Тогда это все должно быть мокрым, а все сухое. Почему?
Происходит ещё одно превращение – вода с доски, с полов испаряется, то есть превращается в пар. Пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озер, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.
– А теперь подумайте и скажите: дождик, это какое состояние воды? (Жидкое)
– В каких трех состояниях вода находится в природе? (Жидком, твердом, газообразном.)
10. Физминутка.
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
г) Просмотр фильма «Как вода становится паром и росой?» из серии мультфильмов «Семья почемучек»)
-Проверяем, кто был внимателен (№32 стр. 34 ТПО)
-Как называется процесс превращения воды в пар? ( испарение)
-А превращение пара в воду? (конденсация)
-Вдумайтесь в смысл слов замерзание – таяние. Противоположные по смыслу слова – это слова антонимы. И слова испарение и конденсация тоже слова антонимы.
-А теперь давайте применим свой жизненный опыт, свои наблюдения, какие процессы чаще всего наблюдаются в разные времена года. Приведите примеры. (ответы детей)
-Что происходит летом?
Летом – испарение и конденсация воды (солнце нагревает землю и воду, вода испаряется, а после заката солнца воздух охлаждается и пар конденсируется в воду в виде росы или дождя);
Осенью – конденсация (если ночью резко понизится температура, станет ниже 0 градусов, то вместо росы появится иней);
Зимой – замерзание;
Весной – таяние и испарение (солнце нагревает землю, снег начинает таять, превращается в воду, вода испаряется).
д) Игра «Отгадай и назови» (Слайд № 13, 14, 15, 16)
е) Работа в парах
-А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. На карточке вы видите наш круглый год. Запишите, в какое время года, какие процессы можно наблюдать.
11.Подведение итогов
-Подведём итоги работы. Стр. 106 вопросы
-Есть вопросы на которые мы не нашли ответа? (ставим -)
-Ответы на эти вопросы нам предстоит ещё найти. На какие-то из них вы постараетесь найти ответы дома.
-Каким знаком состояния неба вы оцените свои успехи на уроке?
– Оцените свои знания на конец урока (снежинки)
Синяя – узнал на уроке много;
Желтая – узнал, но не все
Красная – ничего не узнал.
Источник