При какой температуре густеет масло

При какой температуре густеет масло thumbnail

Тема рабочей температуры масла, его перегрева, оптимальной вязкости для каждого отдельного мотора обретает всё большую актуальность (привет теплонагруженным моторам, любителям форсировать свои двигатели, просто всем, кто периодически наваливает). Вспоминаю конечно же и свой опыт с мотором 1.4 с комбинированным наддувом, где тема повышенных температур масла связана с невысокой надежностью данного агрегата. Поэтому привожу некоторые выдержки из обсуждения этих вопросов, наиболее значимые моменты постарался выделить жирным, на мой взгляд – полезные и интересные сведения.

Идеальная вязкость масла при рабочей температуре мотора (замеряем в поддоне на сливе) должна быть около 10 сст плюс-минус 2 единицы у всех поршневых моторов в принципе. Связано это с материалами, из которых изготавливаются эти двигатели, с их принципиальной конструкцией, с тепловыми зазорами расширения, а также с масляными плёнками…

если мотор греет всего до 90гр – то масло нужно 20-ка

при 100гр – 30ка

при 110гр – 40ка

примерно такой шаг

индексы 50 и 60 – это чисто спортивные масла, не для обычных моторов

в обычных условиях, если всё в порядке со всеми системами и радиаторами, то расчётная Тмасла обычно не превышает Тож на +10гр

если превышает – значит где-то косяк

– «горячий» индекс 40 означает, что при 100 гр. масло имеет 14 сСт, но это же масло в поддоне при 90 гр. будет иметь 18 сСт (как будто при САЕ 50), при 130 гр – 11 сСт (индекс 30)

– любому современному мотору (в общем и целом) при любой рабочей температуре идеально подходит реальная вязкость в 10 сСт

– при такой вязкости по эмпирике мотор везде успевает смазаться – во всех своих парах трения

– при большей вязкости для данного режима работы мотора пары трения не будут успевать смазаться, при меньшей вязкости – не будут успевать создать пленку на парах трения

– иным языком, как бы мотор не прогревался, вязкость должна быть для данного температурного режима в районе 10 сСт

– фишка в том, чтобы определить, в каком температурном режиме будет находиться масло в твоем моторе большую часть времени и именно такую вязкость и надо подобрать

Например:

– если твой мотор греет масло до 100 градусов, то идеалом будет заливать индекс 30 – как раз при 100 гр. будешь иметь искомую вязкость

– если твой мотор греет масло до 130 гр., то какое масло при такой температуре даст 10 сСт? Ответ – с индексом САЕ 50

Какие есть здесь закавыки:

– если ты залил в свой мотор индекс 50, но масло греешь только до 100 градусов, то при 100 гр. вязкость твоего масла будет 18 сСт! Это слишком много! Слишком «толстое» масло! оно не будет успевать смазать все пары трения с той частотой, как того требуют циклы, по которым происходит соприкосновение в ПТ – не будет доходить до них вовремя = потери мощности (на трении), повышенный расход топлива, забив масла хим. продуктами работы мотора (многие из которых, кстати, не останавливаются в фильтре, как думают многие, потому что их молекулярный вес слишком мал для того, чтобы быть зацепленными шторой МФ)

– если ты залил в свой мотор индекс 30, но нагреваешь масло до 130 гр., то оно будет слишком «легким» – его вязкость будет ниже искомых 10 сСт, будет «свистеть» меж пар трения, не даст пленки в ПТ, достаточно прочной на сдвиг, предохраняющей мотор от потерь мощности (топлива)

* для справки – нагревание до 130 градусов – стандартная величина для спортивных моторов (гоночных, чтобы не было иллюзий, а не сракерских)

Для примера: вязкость в 15 сСт наступает у:

* 5W40 при 90 градусах

* 10W40 при 99 градусах

* 10W50 при 109 градусах

* 10W60 при 119 градусах

вязкость в 10 сСт наступает у:

* 5W40 при 117 градусах

* 10W40 при 118 градусах

* 10W50 при 130 градусах

* 10W60 при 142 градусах

Вывод: если у вас есть возможность охладить масло до постоянной рабочей температуры 105-110 или хотя бы 115 градусов – воспользуйтесь ею, чтобы использовать масло с как можно более низким “горячим” индексом. Это даст реальную прибавку к мощности мотора.

Пример:

Вот данные замеров по мощности для разной синтетики (один и тот же мотор и все прочее, естественно!):

* 15W50 = 228 л.с.

* 5W40 = + 2,8%

* 0W20 = + 5% к 15W50

Есть ещё один момент. Если нормальная рабочая температура масла в заводском моторе, например, 105-110гр и штатное масло для него 40-ка (а в идеале вообще 30ка, как ни парадоксально для некоторых это будет звучать), а по факту в мотор залита 50-ка или даже 60-ка, то он будет перегреваться, т.к. масло при рабочей температуре будет слишком густое и мотор будет тупо тратить часть мощности чтобы его прокачать и из-за этого греться выше нормы. Простая физика.

На клуб-ниссане даже спортсменов привлекали к спорам по поводу вязкости масел. выяснили, что в свои РЕАЛЬНО СПОРТИВНЫЕ моторы, 99% своего времени живущие в зоне оборотов 4500-6500, они льют масло не выше 40 индекса. А в гражданские – обычные 30-ки

патриотоводы эксперименты проводили, датчик в поддон бросали и замеряли температуру масла. А потом подняли мануал 60-лохматого года, где выяснили, что уже тогда завод рекомендовал использовать низковязкостные масла с индексом 30 для бензиновых моторов ))

Читайте также:  Какой металл может реагировать с азотом при комнатной температуре

у меня дизель, у него рабочая темп. вообще 84-90гр, и для него идеально подходит 20ка, на которой и катаюсь, уже четвертый год пошел.

Не должно быть 110гр в спокойном режиме. не делают таких ШТАТНЫХ моторов. ибо нет технического смысла делать такие горячие моторы. это потребует применения кучи дорогих материалов, а все же стремятся к удешевлению. это просто не выгодно.

система ОЖ штатно рассчитана на 90гр охлаждайки, система охлаждения масла примерно на +10гр к ней. масло должно циркулировать очень быстро по системе, оно ведь не только смазывает, но и охлаждает пары трения.

Если при однократном ускорении масло резко подскакивает до 120, значит что-то не в порядке либо с его циркуляцией, либо с охлаждением.

на самом деле можно и на 30ке поддавать, естественно при полностью исправной системе охлаждения, как масла, так и ОЖ

40ка нужна, если вы уже ну прям на кольцо собрались, или по перевалам с пол-часа/час носиться беспрерывно, т.е. реально крутить мотор ПОСТОЯННО 90% времени в зоне выше 4500об/мин

а если так, поддал 15-30 сек, потом снял нагрузку и просто на постоянных оборотах “полетел” дальше – и 30ки хватит за глаза.

Температура масла в разных места может сильно меняться.

Скажу так. Каждый сколько нибудь быстрый перегрев – ведет к “усталости” масла.

Другими словами, у многих двигателей слив масло от ГБЦ идет близко со стенкой выпускного коллектора. И как бы назалось банально то при стекании менее 0.1 сек прохождения этого горячего места масло “портится”.

Каждое масло имеет свою температуру вспышки и рабочую температуру.

По этому говорить какая должна быть температура у вас масла – все зависит от вашего масла.

Опыт говорит, что не допускайте температуру масла В ЛЮБОМ МЕСТЕ двигателя больше 105. С одной стороны это ужасно сложно.

Удержите – мотор будет жить в разы дольше и мало так же не будет терять своих свойств дольше.

Ни каких 125 и тем более 135 град не должно быть масло, если у вас грамотный подход.

Кстати кто ставил радиатор на масло, система масляная гораздо громче начинала работать, напрягать, нервишки, хотя давление нормальное держит.Температура конечно понижается и не более 100.

Если громко работает маслокулер – значит пропускная способность ниже, чем у штатной. значит нужен кулер с бОльшим проходным сечением, чем был установлен, или с меньшим сопротивлением потоку. Желательно медный и с мелкими сотами

далее – поставить на него вентилопер

вентилопер подключить через датчик температуры масла, например чтобы на 105 включался.

Больше информации: vk.com/topic-12695246_22527032

Источник

Приветствую всех читателей моего блога!

Читая автомобильные форумы, сделал для себя вывод, что в массе своей, простой автолюбитель ни черта ни понимает, какое масло заливать в двигатель. А между тем, от правильно подобранного масла очень зависит здоровье и долголетие двигателя. Один из наиболее важных параметров – температура застывания (потери текучести) масла. Чтобы показать разницу в маслах, провел тест нескольких типов моторного масла на морозостойкость. Для опытов выбрал масла разных производителей наиболее распространенных групп вязкости по SAE: 10W-40, 5W-40, 0W-40.

1. Подопытные масла.

Немного теории. Для тех, кто не знает, в маркировке группы вязкости масла первая цифра характеризует низкотемпературные свойства масла, а вторая – высокотемпературные. Чтобы не набирать много букв, скопировал кусок текста с одного сайта:

“Вязкостно-температурные свойства классифицируются только по SAE (Society of Automotive Engineers) – иными словами, именно показатель SAE регламентирует насколько это масло «густое» или «жидкое». Большинство масел сегодня – «универсальные», т.е. пригодны и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W – например 10W-40. Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней – это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря – какой мороз выдержит это масло). Вторая цифра – это показатель высокотемпературной вязкости (т.е. какую летнюю жару выдерживает масло). Однако если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть, например, как SAE 30.

Расшифровка моторного масла – цифры SAE

Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:

* 0W масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С

* 5W масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С

* 10W масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С

* 15W масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С

* 20W масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С

Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:

*30 масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С

*40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С

*50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С

*60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше

Чем меньше цифра – тем меньше вязкость масла, чем больше цифра – тем вязкость больше. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.”

Читайте также:  Какая температура оперативной памяти

Закончив экскурс в теорию, проверим, соответствует ли она практике. В качестве подопытных используем несколько образцов масел, которые можно увидеть на полках практически любого автомагазина.

Первый образец – эталонный, самое дорогое из нашей коллекции, полностью синтетическое масло Mobil 1 SAE 0W-40. В теории оно должно лучше всего противостоять самым лютым морозам. Розничная цена в феврале 2015 г была около 3500-3900 руб. за 4-литровую канистру. До кризиса стоило около 2000 руб. за 4 л.

2. Mobil 1 SAE 0W-40.

Следующая группа образцов – масла вязкости SAE 5W-40. Обычно на канистрах с этими маслами пишут “синтетическое”, однако полностью синтетическими маслами в подавляющем большинстве случаев являются только масла с низкотемпературной вязкостью 0W. Полусинтетические масла получаются в результате смешивания в разных пропорциях минерального и синтетического базовых масел. Типичная низкотемпературная вязкость для полусинтетики – это 10W. Гидрокрекинговые масла являются продуктами специального процесса – гидрокрекинга нефти, они занимают промежуточное положение между чистой “синтетикой” и “полусинтетикой”. Мой опыт показывает, что многие масла 5W являются гидрокрекинговыми. Часто гидрокрекинговые масла обозначаются буквами HC, так что если видите на канистре надпись “Синтетика HC” – перед вами именно гидрокрекинговое масло. Это неплохие по свойствам масла, при этом значительно ниже по цене по сравнению с синтетикой. Среди моих образцов – масла 5W-40 производства Mannol, Totachi, Лукойл. В феврале 2015 г. Mannol стоил около 1800 руб. за 4 л., Totachi – около 1600 руб./4 л., Лукойл заметно дешевле – около 1200-1300 руб. за 4 л.

3. Mannol и Лукойл, SAE 5W-40.

4. Totachi SAE 5W-40.

Замыкает наш список группа масел вязкости 10W-40. Типичная полусинтетика, которую заливают в свои самобеглые коляски большинство владельцев отечественных авто и недорогих иномарок. Я взял для опытов масла ZIC A+ и Mobil Super 2000. Стоят такие масла примерно 1000-1200 руб. за 4 л., Лукойл будет еще дешевле, но я его для тестов не покупал.

5. ZIC и Mobil, SAE 10W-40.

Итак, приступаем к низкотепературным тестам масел на морозостойкость. Разливаем масла в баночки для анализов, подписываем )). Для начала охладим наши образцы до температуры минус 20-25 гр.C, это достаточно низкая температура для зимних месяцев в средней полосе России.

6. Помещаем образцы в морозильную камеру.

7. Охлаждаем масла до минус 24 гр.C.

Результаты первого теста обнадежили. Все масла сохранили хорошую текучесть, 10W-40 чуть погуще (как густой сироп), 5W-40 и 0W-40 пожиже (как жидкий сироп). Все масла одной группы вязкости растекаются примерно одинаково. Эксплуатация двигателя на всех рассмотренных маслах до минус 24 гр.С вполне возможна, хотя я не рекомендовал бы применять 10W-40, все-таки для них такие морозы предельные. Типичная текучесть масла 5W-40 при такой температуре на фото ниже, 0W-40 еще лучше.

8. Лужица масла 5W-40 при температуре минус 24 гр.C.

Теперь посмотрим, как поведут себя наши масла при экстремальных температурах. Замораживаем образцы до минус 40 гр.С. Так получилось, что я хотел выдержать масла при такой температуре в течение ночи, но утром проспал на работу и достал их из морозилки уже вечером, т.е. они пролежали при минус 40 гр.C целые сутки, поэтому эксперимент совершенно чистый, образцы промерзли как следует.

9. Включаем режим суперзаморозки Super Freeze.

10. При такой температуре образцы пролежали целые сутки.

Начнем с полусинтетики 10W-40. Результат ожидаемый, испытания экстремально низкими температурами эти масла не выдержали, эксплуатировать их в сильные морозы категорически нельзя. Масла 10W-40 загустели настолько, что не вытекают из перевернутой баночки. Результат на фото.

11. Масла 10W-40. По консистенции – как засахарившийся мед.

12. Масло не растекается по поверхности.

Смотрим, что с маслами группы вязкости 5W-40. Ситуация уже получше, но все равно эти масла очень сильно загустели. Я бы не рекомендовал запускать двигатель морозы ниже минус 30 гр.C при использовании этих масел. В застывшие масла можно воткнуть зубочистку и она не упадет.

13. Масла 5W-40. По консистенции – как густой мед. Зубочистки не падают.

Положив баночки с маслами 5W-40 набок, видим, что масло сохранило некоторую текучесть и постепенно растекается.

14. Масла 5W-40 сохранили текучесть.

Хуже всех из масел группы 5W-40 показало себя масло Totachi. Перевернув баночку, видим, что масло какое-то время даже не вытекало, в то время как с маслами Mannol и Лукойл такого не было.

15. Масло Totachi 5W-40 загустело сильнее, чем Mannol и Лукойл.

16. Totachi 5W-40.

17. Totachi 5W-40.

18. Mannol 5W-40 сохранил текучесть лучше, чем Totachi.

Наконец, мы добрались до нашего эталонного образца, масла Mobil 1 SAE 0W-40. Оно должно было продемонстрировать самые лучшие низкотемпературные свойства из нашей коллекции. Так оно и вышло, но температура -40 гр.C не прошла даром и для этого масла. После глубокой заморозки оно приобрело консистенцию свежего жидкого меда, но сохранило в целом неплохую текучесть, двигатель на нем можно запускать и в сильный мороз.

19. Mobil-1 0W-40. Зубочистка тоже какое-то время держится вертикально, потом падает.

20. Mobil-1 0W-40. По консистенции как жидкий мед.

А теперь выводы:

1. Все протестированные масла подтвердили заявленные низкотемпературные свойства. Т.е. они соответствуют указанным на этикетках группам вязкости по SAE.

Читайте также:  Какую низкую температуру выдерживают кошки

2. До минус 20 гр. С все масла сохраняют более-менее нормальную текучесть и не нанесут вреда двигателю при холодном пуске. Естественно, чем ниже первая цифра, тем текучесть лучше.

3. Не все масла в пределах одной группы ведут себя совершенно одинаково. Например, в группе масел 5W-40, наихудшей текучестью обладало масло Totachi, наилучшей – Лукойл. Mannol – крепкий середнячок.

4. На удивление неплохие результаты продемонстрировало масло Lukoil при относительно невысокой цене. А если так, зачем переплачивать за импортное масло?

5. Масло с вязкостью 0W-40 подтвердило свое первенство в низкотемпературном тесте.

Мои рекомендации.

В теплый сезон весна-осень заливайте в двигатель масла группы 10W-XX. В регионах с умеренно холодными зимами на период декабрь-февраль достаточно использовать масла с вязкостью 5W-XX. Для регионов с холодными зимами, когда температура может опускаться ниже -25 гр.C, однозначно рекомендую на зиму масла 0W-XX. Использовать дорогое масло 0W-XX круглогодично, конечно, круто, но экономически совершенно невыгодно да и не требуется, разве что при небольших пробегах, когда масло меняется раз в год.

Если после покупки у вас появились сомнения в подлинности масла, поместите образец в морозилку бытового холодильника на несколько часов. Обычная температура морозилки – от минус 15 до минус 25 гр.C. Если масло сохранило хорошую текучесть, значит, скорее всего это не подделка.

Вот такие наблюдения. Всем спасибо, здоровья вам и вашим двигателям, до связи!

Добавлено: 2-я часть здесь:

Часть 2.1

Часть 2.2

Часть 2.3.

Дата: 2015-02-19

Источник

5w-30 и 5w-40 – самые популярные синтетические моторные масла в нашей стране. Кто-то круглый год заливает масло одного типа, а другие же водители предпочитают менять его в зависимости от времени года. Мол, летом нужно погуще, чтобы на жаре “в воду” не превращалось, и защищало двигатель от износа. А зимой наоборот – пожиже, чтобы на морозе не густело, и двигателю было легче заводиться. Принято считать, что масло 5w-40 гуще, чем 5w-30. Поэтому многие не заливают его на зиму. Так есть ли на самом деле разница зимой, и стоит ли переходить с 5w-40 на 5w-30 в холодное время года?

Канистры с синтетическими маслами вязкости 5w-40 и 5w-30 (фото автора)

Чтобы ответить на этот вопрос и наглядно показать, решил провести эксперимент с этими маслами. Разлил по ёмкостям в одинаковом количестве – по 50 мл. Сделал пометки на крышках на всякий случай, хотя по цвету они сильно отличаются и перепутать будет сложно. Видимо это связано с разными пакетами присадок.

Слева 5w-30, справа – 5w-40. Видно, что по цвету они разные (ЛИСТАЙТЕ) (фото автора) Слева 5w-30, справа – 5w-40. Видно, что по цвету они разные (ЛИСТАЙТЕ) (фото автора)

Затем поместил в морозильную камеру и выставил максимально возможную низкую температуру – -22 градуса.

В морозилке -22 градуса (фото автора)

Продержал ёмкости с маслами в морозильной камере при -22 градусах всю ночь, а затем достал их.

После ночи в морозильной камере (фото автора)

Сразу видно, что масла стали более густыми. А если температура будет ниже, то станут ещё гуще. Увидев такое понимаешь, как тяжело двигателю при пуске в сильный мороз. Решил проверить масла на текучесть. В целом по этому показателю они оказались примерно одинаковы, но если присмотреться – видно, что 5w-40 всё таки чуть гуще. Но совсем незначительно. Из этого вывод следует один, что и 5w-30 и 5w-40 имеют схожие свойства при низких температурах. Поэтому нет смысла ломать голову, и выбирать между ними для заливки на зиму.

Текучесть после ночи в морозилке при -22 примерно одинакова (съёмка автора)

А все дело вот в чем (буду писать простым языком без лишних цифр и терминов). И 5w-30, и 5w-40 являются всесезонными маслами. Литера “w” (winter) указывает на то, что масло можно использовать в зимнее время года. А цифра “5” перед буквой “w” обозначает свойства масла при низких температурах. Согласно классификации SAE (Американской ассоциации автоинженеров) оба этих масла обладают одинаковыми свойствами при отрицательных температурах, так как имеют первую цифру – “5” (-30 -25 градусов). А вот число после тире, т.е. две последние цифры, говорят о свойствах масла при положительных температурах. Т.е. чем больше цифра – тем больше вязкость при высокой температуре. Соответственно масло 5w-40 для жаркого лета подходит больше, нежели 5w-30 за счет сохранения своих свойств и создания на парах трения в двигателе стабильной масляной пленки. Это обеспечивает лучшую защиту двигателя.

Поэтому не стоит выбирать между 5w-30 и 5w-40 на зиму – по низкотемпературным свойствам они схожи. А вот о том, что использовать в летнее время года стоит задуматься, ведь разница этих масел именно в высокотемпературных свойствах. Также многие автовладельцы уверяют, что если начался расход масла на 5w-30, то при смене его на 5w-40 проблема может уйти, так как оно меньше угорает. Но самым главным в выборе масла всё таки является его соответствие требованиям и допускам производителя автомобиля.

Если Вам понравилась статья – подписывайтесь на канал и ставьте лайк! 😉 Пишите в комментарии, какое масло Вы заливаете в двигатель, и меняете ли вязкость в зависимости от времени года?

Источник