При какой температуре можно осматривать ульи
Погодные условия при работе с открытым ульем
Главные требования к погодным условиям при работе с открытым ульем таковы:
– безветренная, солнечная погода,
– температура в тени не ниже 15 градусов тепла.
Если пчеловоду приходится работать при температуре значительно ниже указанной, то при осмотре улья те рамки, которые он не держит в руках, нужно накрывать запасным холстиком, чтобы предотвратить переохлаждение, а когда нет медосбора – не допустить залета пчел-воровок.
В средней полосе России пчеловоды не избалованы жарой, но подчас им приходится работать с ульем при температуре всего 9–10 °С тепла. Иногда нужно и в холодное время открыть улей, чтобы произвести осмотр гнезда сразу же после весеннего облета, очистить дно от подмора и зимнего мусора, проверить наличие корма и матки. В крайних случаях, на короткое время осенью, специалистами допускается возможность открытия улья и при температуре 4–5 °С. Во всех случаях необходимо неосматриваемые рамки прикрывать запасным холстиком. Хотя такого экстрима лучше избегать. Начинающий пчеловод должен запомнить пару прописных истин. Во-первых, работу в гнезде пчел нельзя прерывать до ее полного завершения и, во-вторых, всякий осмотр пчелиной семьи производится только при необходимости.
Нельзя осматривать улей в дождливую погоду.
Только факты
После каждого осмотра семьи пчелы прекращают работу на 2–4 часа, и если это происходит во время медосбора, лишаются какого-то количества меда. Они вынуждены тратить время и силы на исправление повреждений, нанесенных неловкими движениями пчеловода, но даже при аккуратной работе самое незначительное вмешательство в жизнь пчел всегда наносит им вред.
Разные породы пчел неодинаково располагают мед, пергу и расплод, поэтому при осмотре нельзя перемещать гнездовые соты, чтобы не создавать лишнюю работу пчелам на восстановление прежнего порядка.
От первого весеннего облета до последнего осеннего во всех нормальных пчелиных семьях имеется расплод. B гнездах, в тех местах, где находится расплод, пчелы поддерживают высокую температуру, 34–35 °C. B северо-западной части России температура окружающего воздуха, даже в наиболее теплое время лета – в июне и июле – ниже внутриульевой. Раскрывая улей и вынимая рамки, пчеловод охлаждает расплодную часть гнезда. После осмотра, когда пчеловод закроет охлажденное гнездо, пчелы вынуждены поднимать в нем температуру до нормы за счет собственного тепла.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Какие правила техники безопасности надо соблюдать при работе с ядохимикатами
Какие правила техники безопасности надо соблюдать при работе с ядохимикатами
Совет № 166
Большинство ядохимикатов в той или иной степени ядовиты для людей и животных. Чтобы не было несчастных случаев, прежде чем применять химические средства защиты растений, садоводы
Меры предосторожности при работе с пестицидами
Меры предосторожности при работе с пестицидами
Во время работы с пестицидами нельзя есть, пить, курить. Работать следует в специальном халате, а еще лучше – в комбинезоне, в резиновых перчатках и очках, пользоваться респираторами или марлевой повязкой. Нельзя
Меры предосторожности при работе с химическими средствами
Меры предосторожности при работе с химическими средствами
Для обработки растений используют только те препараты, которые допущены к продаже населению. Соблюдение условий хранения предотвращает возможность отравления. Исключено хранение химических средств с пищевыми
Охрана труда при работе с минеральными удобрениями
Охрана труда при работе с минеральными удобрениями
К работе с удобрениями допускаются лица не моложе 18 лет. Все работники перед началом трудового процесса должны пройти соответствующий инструктаж по технике безопасности. При работе с удобрениями все должны надеть
Климатические условия
Климатические условия
Вишня – достаточно морозостойкая культура, хорошо переносящая засуху и требующая редких поливов. Однако зимой и весной почки и другие части некоторых сортов растения могут подмерзать, чаще всего это случается во время оттепелей, которые
Климатические условия
Климатические условия
Слива – наиболее теплолюбивая из плодовых культур. Она плохо переносит морозы, поэтому зимой ее нужно защищать от холода. Активный рост сливы начинается при температуре воздуха 6—8 °С, цветение наступает раньше развертывания листьев, в зависимости
Климатические условия
Климатические условия
Земляника – культура скороплодная, требовательная к поливам, однако переувлажнение почвы недопустимо. Во время активного роста полив рекомендуется осуществлять 1 раз в 7—10 дней, в период плодоношения – 1 раз в 5—7 дней.
Рис. 25. Земляника: 1 –
Ошибки при работе с плоскорезом
Ошибки при работе с плоскорезом
Среди моих знакомых, соседей есть и те, кто пользуется плоскорезом Фокина. Большинство довольны. Но бывает, что слышу и негативные отзывы: «Бесполезная трата денег», «Без лопаты все равно не обойтись, ни дерн, ни глину плоскорез не рыхлит»,
Источник
Как правило, собрав пчел в зиму, подкормив пчел, сформировав гнездо, поставив улей в зимовник или утеплив его и оставив зимовать на воле, пчеловод успокаивается, но как правило только на месяц-другой. А затем пчеловода начинают одолевать мысли, все ли нормально в улье, как зимуют пчелы?
Со временем, конечно, все пчеловоды обзаведутся недорогими приборами, которые будут передавать пчеловоду на мобильный телефон информацию о том, что творится в улье. Но пока этого нет, пчеловодам придется по старинке при необходимости осматривать пчел зимой.
Если пчелы зимуют под слоем снега, то за осмотры забудьте, однозначно пока доберетесь до ульев, откидаете снег, сильно побеспокоите пчел. Все прослушивания и осмотры, только если есть свободный доступ к улью.
Осмотры зимой применяют, только если есть серьезные подозрения в том, что с пчелами что то случилось. Например, мышь беспокоит пчел, корм закончился, клуб распался и так далее. Ранее чем месяц-два на пасеку вообще нечего заглядывать и будоражить пчел.
Некоторые неблагополучные пчелосемьи видно сразу невооруженным взглядом – много пчёл, пару десятков в день, вылетает на снег, такой улей, кроме того привлечет к себе внимание синиц и они будут будоражить пчел еще сильнее. Если видно через леток ползающих пчел, значит в улье скорее всего закончился корм или произошло что то иное. Если пасека большая, то слушают в первую очередь семьи, которые вызывали вопросы еще с осени.
Зимой слушают старым способом, через гибкую резиновую трубочку с отверстием диаметром около 6-8 мм. Стараясь не шуметь просовывают ее в леток нижний, а затем и верхний (если он есть). Определяют где клуб, вверху или внизу по звуку, тихо или громко шумят пчелы, монолитен шум или слышны отдельные пчелы. Можно также использовать стетоскоп. С годами пчеловод натренирует свой слух, как врач-кардиолог, но для молодого пчеловода сигнал тревоги – если он слышит отдельных пчел или гул тихий напоминающий шелест листьев, значит в улье не все в порядке.
Определив визуально или с помощью прослушивания улей, который необходимо осмотреть, приступают к осмотру.
Осмотр пчелосемей зимой проводят в тихую погоду, можно даже при небольших минусовых температурах. Собственно, осмотр – это слишком громко сказано. Просто подымают крайние потолочины и смотрят на расположение клуба, определяют причину беспокойства пчел. Рамок с пчелами не трогают, не шумят, крышки на улей не роняют, и по возможности все делают быстро. Понятно, что при минус 20 можно только снять крышку и положив ладонь на холстик определить есть тепло или нет.
Если есть необходимость в дополнительных кормах, пчелам дают канди, кладут медовый сот плашмя или дают другую подкормку, например мед с сухим молоком в конце февраля. Неплохо если сам осмотр совместить с подкормкой, что бы дважды не беспокоить пчел, но умение определить нехватку корма по звуку или визуально, к пчеловоду придет только с опытом.
Только не надо сильно надеяться на зимнюю подкормку, корма у пчел должно быть достаточно и хорошего качества с осени – зимняя подкормка это исключение из правил, когда надо спасать пчелосемью.
При осмотре можно обнаружить, что пчелы не перешли во второй корпус и из-за этого голодают, в этом случае пчел можно сильно побеспокоить сверху, чтобы спровоцировать переход вверх, во второй корпус. Но надо помнить, что если ульи стоят рядом беспокойство пойдет по «цепочке» к другим ульям и так можно переполошить всю пасеку, а это очень плохо. Можно также положить разогретый кирпич на рамки и холстик второго корпуса под одеяло, тепло привлечет пчел и они ерейдкт в верхний корпус, таким образом можно добавить корпус с медовыми рамками если возникнет такая необходимость.
Если беспокоит мышь, то ставят мышеловку поверх рамок и утепления.
Дополнительной осыпи пчел от таких действий как правило нет.
Пчеловоду лучше увидеть как обстоят дела в улье, чем ждать весны и констатировать гибель пасеки от голода или мышей. Но главное у пчеловода на душе становится спокойно, особенно у новичка.
Но злоупотреблять зимними осмотрами пчелосемей без веских оснований все же не стоит.
Удачной зимовки!
Смотрите также
Как приготовить твердый канди в качестве зимнего корма
Лечебное канди
Зимний расплод – что с ним делать?
Как избавиться от мыши в улье и на пасеке
Источник
ÐаждÑй оÑмоÑÑ Ð¿Ñелиной ÑемÑи пÑоизводиÑÑÑ ÑолÑко Ñогда, когда он Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼, напÑимеÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑÑановиÑÑ Ð½Ð°Ð»Ð¸Ñие в ÑлÑе маÑки и ее каÑеÑÑво, ÑзнаÑÑ, пÑинÑÑа ли пÑелами подÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð°Ñка, Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð»Ð¸ ÑемÑÑ Ð² Ñоевом ÑоÑÑоÑнии, доÑÑаÑоÑно ли в ÑÐ°Ð¼ÐºÐ°Ñ ÐºÐ¾Ñма и Ñ. д.
ÐÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ помниÑÑ, ÑÑо оÑмоÑÑ ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿ÑоÑивоеÑÑеÑÑвеннÑм вмеÑаÑелÑÑÑвом Ñеловека в Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¿Ñелиной ÑемÑи и наноÑÐ¸Ñ ÐµÐ¹ опÑеделеннÑй вÑед. ÐаÑинаÑÑий пÑеловод неÑедко из пÑоÑÑого лÑбопÑÑÑÑва, иногда без вÑÑкой надобноÑÑи, оÑмаÑÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¿Ñел, ÑÑо пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº нежелаÑелÑнÑм ÑвлениÑм. Ðо вÑÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑмоÑÑа пÑÐµÐ»Ñ Ð¿ÑекÑаÑаÑÑ ÑабоÑÑ Ð½Ð° 1-2 ÑаÑа и, еÑли ÑÑо пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² пеÑиод взÑÑка, недобиÑаÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ðµ-Ñо колиÑеÑÑво меда. ÐÑоме Ñого, пÑÐµÐ»Ñ Ð½ÐµÑедко вÑнÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ñ Ð¸ÑпÑавлÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑÐµÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² Ð³Ð½ÐµÐ·Ð´Ð°Ñ , нанеÑеннÑе пÑеловодом.
ÐеÑед оÑмоÑÑом пÑелиной ÑемÑи пÑеловод подгоÑÐ°Ð²Ð»Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¸Ð½ÑÑÑÑменÑÑ, инвенÑаÑÑ Ð¸ заÑанее намеÑаеÑ, какÑÑ ÑабоÑÑ Ð¾Ð½ бÑÐ´ÐµÑ Ð¿ÑоводиÑÑ Ð²Ð½ÑÑÑи ÑлÑÑ. ÐÐ»Ñ Ð¾ÑмоÑÑа Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñ ÑледÑÑÑий инвенÑаÑÑ Ð¸ инÑÑÑÑменÑÑ:
- ÑазожженнÑй дÑмаÑÑ Ð¸ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ñ Ð³Ð½Ð¸Ð»ÑÑек к немÑ,
- пÑÐµÐ»Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ ÑÑамеÑка,
- оÑÑÑÑй Ñонкий кÑÑ Ð¾Ð½Ð½Ñй нож,
- ÑеÑка Ð´Ð»Ñ ÑмеÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ñел Ñ Ñамок,
- ÑеÑка Ð´Ð»Ñ Ð»Ð¸Ñа,
- ÑÑик Ð´Ð»Ñ Ð¿ÐµÑеноÑки Ñамок,
- пÑÑÑой ÑÑик Ð´Ð»Ñ Ñамок и два запаÑнÑÑ Ñ Ð¾Ð»ÑÑика.
ÐмеÑÑо ÑеÑки Ñ Ð¾ÑоÑо полÑзоваÑÑÑÑ Ð¼ÐµÑелкой, Ñделанной из нежеÑÑкой ÑÑавÑ.
Ð¢ÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ° оÑмоÑÑа пÑел завиÑÐ¸Ñ Ð¾Ñ ÑледÑÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑÑоÑÑелÑÑÑв:
- какÑÑ ÑабоÑÑ Ð¿Ñеловод вÑполнÑÐµÑ Ð¿Ñи оÑмоÑÑе;
- в какое вÑÐµÐ¼Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð°, в каком меÑÑÑе пÑоизводиÑÑÑ Ð¾ÑмоÑÑ;
- имееÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ оÑÑÑÑÑÑвÑÐµÑ Ð² пÑиÑоде взÑÑок;
- в какие ÑаÑÑ Ð´Ð½Ñ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÑÑок делаÑÑ Ð¾ÑмоÑÑ;
- ÐºÐ°ÐºÐ°Ñ ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð´Ð° и ÑемпеÑаÑÑÑа воздÑÑ Ð° в Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¾ÑмоÑÑа.
ÐÑÐµÐ»Ñ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° и ни на кого не нападаÑÑ. Ðни ÑолÑко заÑиÑаÑÑÑÑ, и заÑиÑаÑÑÑÑ ÑамооÑвеÑженно, без ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ±Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾ÑÐ´Ð°Ð²Ð°Ñ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ.
ÐаÑиÑа ÑемÑи Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² обÑзанноÑÑÑ Ð²Ð·ÑоÑлÑÑ ÑабоÑÐ¸Ñ Ð¿Ñел. ÐÐ»Ñ ÑÑого пÑиÑода Ñнабдила Ð¸Ñ Ð³ÑознÑм оÑÑжием – жалом. РабоÑÐ°Ñ Ð¿Ñела, Ñжалив живоÑное или Ñеловека, не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²ÑнÑÑÑ Ð¶Ð°Ð»Ð¾ обÑаÑно, оÑÑÑваеÑÑÑ Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾, оÑÑавлÑÑ Ð²Ð¼ÐµÑÑе Ñ Ð½Ð¸Ð¼ ÑаÑÑÑ Ð²Ð½ÑÑÑенноÑÑей, и ÑеÑез некоÑоÑое вÑÐµÐ¼Ñ ÑмиÑаеÑ.
ÐÑÐµÐ»Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¿ÑоводÑÑ Ð¾ÑновнÑÑ ÑабоÑÑ Ð² оÑкÑÑÑÑÑ ÑлÑÑÑ Ð² ÑеплÑÑ ÑолнеÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð´Ñ. ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿ÑÐµÐ»Ñ Ð½Ðµ жалили, пÑименÑÑÑ Ð´ÑмаÑÑ. ÐоздейÑÑвие дÑма на пÑел оÑновано на Ð¸Ñ Ð¸Ð½ÑÑинкÑе, вÑÑабоÑанном ÑÑÑÑÑелеÑиÑми, когда они жили в леÑÐ°Ñ . ÐоÑÑÑв дÑмнÑй Ð·Ð°Ð¿Ð°Ñ Ð»ÐµÑного пожаÑа, обиÑаÑели дÑпла запÑавлÑлиÑÑ Ð¼ÐµÐ´Ð¾Ð¼ Ð´Ð»Ñ Ð±ÐµÐ³ÑÑва из опаÑного Ñайона. То же Ñамое они делаÑÑ Ð¸ в ÑлÑÑÑ . ÐовинÑÑÑÑ Ð¸Ð½ÑÑинкÑÑ, пÑÐµÐ»Ñ Ð½Ð°ÑинаÑÑ Ð½Ð°Ð±Ð¸ÑаÑÑ ÐºÐ¾Ñм в доÑогÑ, а набÑав его, они Ñже не могÑÑ Ð¶Ð°Ð»Ð¸ÑÑ, Ñак как наполненнÑй коÑмом желÑдоÑек не позволÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð¾Ð³Ð½ÑÑÑ Ð±ÑÑÑко, ÑÑо Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ Ð´Ð»Ñ ÑжалениÑ.
Ð Ð¿Ð»Ð¾Ñ ÑÑ Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð´Ñ, когда ÑемпеÑаÑÑÑа воздÑÑ Ð° ниже + 12, +14°С (паÑмÑÑно, дождÑ), пÑÐµÐ»Ñ Ð¼Ð°Ð»Ð¾ вÑлеÑаÑÑ Ð¸Ð· ÑлÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑовÑем не вÑлеÑаÑÑ Ð² поле за взÑÑком. ÐÑли Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÑевожиÑÑ Ð² ÑÑо вÑемÑ, Ñо они ÑеÑиÑелÑно заÑиÑаÑÑ Ñвое гнездо и жалÑÑ Ð¿Ñеловода. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð² Ð¿Ð»Ð¾Ñ ÑÑ Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð½Ðµ ÑекомендÑеÑÑÑ Ð¾ÑмаÑÑиваÑÑ Ð¸ пÑоизводиÑÑ ÑабоÑÑ Ð²Ð½ÑÑÑи ÑлÑев.
РпеÑиод, когда в ÑемÑе имееÑÑÑ ÑаÑплод, Ñ. е. Ñ Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñа вÑÑÑавки пÑел из зимовника на ÑоÑек и до конÑа авгÑÑÑа, они Ñами поддеÑживаÑÑ Ð²Ð½ÑÑÑи ÑлÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼ÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¸Ñ ÑемпеÑаÑÑÑÑ +34, +35°С.
ÐоÑле веÑеннего облеÑа пÑел неÑедко и доволÑно длиÑелÑное вÑÐµÐ¼Ñ ÑдеÑживаеÑÑÑ ÑÑавниÑелÑно Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð´Ð° ( + 8, +10°С). Ðднако оÑкладÑваÑÑ Ð¾ÑмоÑÑ Ñемей нелÑзÑ. ÐÑеловод должен пÑовеÑÑи ÑÑÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½ÑÑ ÑабоÑÑ ÐºÐ°Ðº можно бÑÑÑÑее, пока в ÑемÑÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑÑÑ ÐµÑе немного ÑаÑплода.
Ð ÑеÑение пеÑвÑÑ Ð´ÐµÑÑÑи дней в ÑÑнÑй ÑолнеÑнÑй Ð´ÐµÐ½Ñ Ð¾ÑмоÑÑ Ð¿ÑоизводиÑÑÑ Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð¹ ÑазбоÑкой гнезда. Ðго оÑиÑаÑÑ Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¼Ð¾Ñа и дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð·Ð¸Ð¼Ð½Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð³ÑÑзнений и ÑÑаÑелÑно пÑовеÑÑÑÑ, в каком ÑоÑÑоÑнии Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð¿ÐµÑезимовавÑÐ°Ñ ÑемÑÑ. ÐÑкÑÑваÑÑ ÑлÑи во вÑÐµÐ¼Ñ Ð´Ð¾Ð¶Ð´Ñ Ð±ÐµÐ· оÑобой Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑи, даже пÑи вÑÑÐ¾ÐºÐ¸Ñ ÑемпеÑаÑÑÑÐ°Ñ , не ÑледÑеÑ.
ÐÑмоÑÑÑ Ð¿ÑелинÑÑ Ñемей и ÑабоÑÑ Ð²Ð½ÑÑÑи ÑлÑев пÑоизводÑÑ Ð² ÑледÑÑÑем поÑÑдке:
- Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð¹Ð´Ñ Ðº ÑлÑÑ,
- пÑÑкаÑÑ Ð² леÑок из дÑмаÑÑ 1-2 клÑба дÑма,
- не ÑпеÑа оÑкÑÑваÑÑ Ñлей,
- ÑнимаÑÑ Ð¾Ñепление,
- оÑкÑÑваÑÑ Ñ Ð¾Ð»ÑÑик над 3-4 Ñамками Ñ ÐºÐ¾Ð½Ñа ÑлÑÑ – Ñ ÐµÐ³Ð¾ левой ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ – и повеÑÑ Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð°ÑÑ Ð½ÐµÐ¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ дÑма.
ÐÑли Ñлей заполнен Ñамками, Ñо Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¸Ð»Ð¸ две кÑайние Ñамки вÑнимаÑÑ Ð¸, оÑмоÑÑев Ð¸Ñ Ð²Ð¼ÐµÑÑе Ñ ÑидÑÑими на Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ñелами, ÑÑавÑÑ Ð² пеÑеноÑнÑй ÑÑик. ЯÑик закÑÑваÑÑ ÐºÑÑÑкой или Ñ Ð¾Ð»ÑÑиком.
ÐÑи ÑазбоÑке гнезда, полного Ñамок, ÑнаÑала вÑнимаÑÑ ÑамкÑ, ÑÑоÑÑÑÑ Ð²ÑоÑой Ð¾Ñ ÐºÑаÑ. ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð»ÐµÐ³Ñе бÑло ее вÑнÑÑÑ, кÑайнÑÑ ÑÐ°Ð¼ÐºÑ Ð¿ÑидвигаÑÑ Ðº ÑÑенке, ÑокÑаÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾ÑледнÑÑ ÑлоÑÐºÑ Ð´Ð¾ 5 мм, заÑем пÑидвигаÑÑ 3-Ñ ÑÐ°Ð¼ÐºÑ Ðº 4-й на Ñакое же ÑаÑÑÑоÑние. ÐоÑле ÑÑого 2-Ñ Ñамка Ñвободно вÑнимаеÑÑÑ, а за ней и 1-Ñ. ÐелаÑÑ ÑÑо Ð´Ð»Ñ Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ñдобнее бÑло вÑнимаÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¾ÑмоÑÑа и ÑÑавиÑÑ Ð¾Ð±ÑаÑно оÑÑалÑнÑе Ñамки.
СледÑÑÑие Ñамки вÑнимаÑÑ Ð´ÑÑг за дÑÑжкой, оÑÐºÐ»ÐµÐ¸Ð²Ð°Ñ ÑÑамеÑкой Ð¸Ñ Ð¿Ð»ÐµÑики (в ÑеплÑÑ Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð´Ñ ÐºÐ»ÐµÐ¹ ÑазмÑгÑаеÑÑÑ, и Ñамки вÑнимаÑÑÑÑ Ð±ÐµÐ· пÑÐ¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑамеÑки). ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð²ÑнÑÑÑ ÑамкÑ, ее беÑÑÑ Ð´Ð²ÑÐ¼Ñ ÑÑками за плеÑики веÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð¾ бÑÑÑка и повеÑÑÑваÑÑ Ð¿Ð¾ диагонали Ñвободного пÑоÑÑÑанÑÑва ÑлÑÑ. СÑаÑаÑÑÑ Ð½Ðµ пÑидавиÑÑ Ð½Ð¸ одной пÑелÑ, пÑеловод плавнÑм движением Ð¿Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¸ оÑмаÑÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑÐ°Ð¼ÐºÑ – ÑнаÑала ÑÑ ÑÑоÑонÑ, коÑоÑÐ°Ñ Ð¾Ð±ÑаÑена к немÑ, заÑем дÑÑгÑÑ ÑÑоÑонÑ.
ÐÑмоÑÑеннÑÑ ÑÐ°Ð¼ÐºÑ ÑÑавÑÑ Ð² Ñлей ÑнаÑала по диагонали Ñвободного пÑоÑÑÑанÑÑва, а заÑем пододвигаÑÑ Ðº ÑÑенке ÑлÑÑ Ð¸ ÑÑавÑÑ ÐµÐµ Ñамой кÑайней. Ðа обÑазовавÑÑÑÑÑ ÑлоÑÐºÑ ÐºÐ»Ð°Ð´ÑÑ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ñной Ñ Ð¾Ð»ÑÑик, ÑвеÑнÑÑÑй ÑÑÑбкой. ÐÑи оÑмоÑÑе Ñамка должна Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð´ ÑлÑем, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿ÑелÑ, а Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð¸ маÑка, ÑпавÑие Ñ Ñамки, попали в Ñлей, а не на землÑ.
Ð Ð°Ð¼ÐºÑ Ð¿Ñи оÑмоÑÑе деÑÐ¶Ð°Ñ Ð² веÑÑикалÑном положении, а не в гоÑизонÑалÑном, инаÑе она Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑогнÑÑÑÑÑ Ð¸ из нее вÑÐ¿Ð°Ð´ÐµÑ ÑÐ¾Ñ Ð¸Ð»Ð¸ маÑка, еÑли поÑледнÑÑ Ð¾ÐºÐ°Ð¶ÐµÑÑÑ Ð² ÑÑÐ¾Ñ Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ð° нижней ÑÑоÑоне Ñамки. РпеÑиод взÑÑка из Ñамки, еÑли она повеÑнÑÑа плаÑмÑ, вÑливаеÑÑÑ Ð¼ÐµÐ´ и вÑпадаÑÑ Ð·ÐµÑна ÑвежепÑинеÑенной пÑлÑÑÑ.
Так, пеÑебиÑÐ°Ñ Ð¸ оÑмаÑÑÐ¸Ð²Ð°Ñ Ð²Ñе Ñамки, пÑеловод опÑеделÑеÑ:
- ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¿Ñелиной ÑемÑи,
- колиÑеÑÑво меда,
- колиÑеÑÑво и каÑеÑÑво ÑаÑплода,
- налиÑие маÑки и
- вÑполнÑÐµÑ Ð´ÑÑгие Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñе ÑабоÑÑ.
ÐÑи поÑÑановке каждой Ñамки обÑазовавÑÑÑÑÑ ÑлоÑÐºÑ Ð¿ÑикÑÑваÑÑ Ð·Ð°Ð¿Ð°ÑнÑм Ñ Ð¾Ð»ÑÑиком, ÑаÑкаÑÑÐ²Ð°Ñ ÑÑÑбкÑ. Таким обÑазом, во вÑÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑмоÑÑа вÑе Ñамки, Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑиеÑÑ Ð² ÑлÑе, надежно закÑÑваÑÑÑÑ Ñ Ð¾Ð»ÑÑиком, пÑÐµÐ´Ð¾Ñ ÑанÑÑ Ð³Ð½ÐµÐ·Ð´Ð¾ Ð¾Ñ Ð¸Ð·Ð»Ð¸Ñнего Ð¾Ñ Ð»Ð°Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ. Ðак пÑавило, пÑÐµÐ»Ñ Ð¿Ñи закÑÑÑÑÑ ÑлоÑÐºÐ°Ñ Ð½Ðµ ÑаздÑажаÑÑÑÑ Ð¸ менÑÑе жалÑÑ. ÐолÑÑое знаÑение Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑкÑÑÑие Ñамок Ñ Ð¾Ð»ÑÑиком в безвзÑÑоÑное вÑемÑ, пÑÐµÐ´Ð¾Ñ ÑанÑÑÑее оÑкÑÑÑÑй Ñлей Ð¾Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² него пÑел-воÑовок.
ÐоÑле Ñого как вÑе Ñамки, Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑиеÑÑ Ð² ÑлÑе, бÑдÑÑ Ð¾ÑмоÑÑÐµÐ½Ñ Ð¸ пеÑеÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ Ðº левой ÑÑоÑоне, на обÑазовавÑиеÑÑ ÑвободнÑе меÑÑа пÑавой ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÑлÑÑ ÑÑавÑÑ Ð´Ð²Ðµ Ñамки из пеÑеноÑного ÑÑика, поÑÑавленнÑе ÑÑда в наÑале оÑмоÑÑа. ÐÑли на ÑÑеÑÑей Ñамке, поÑÑавленной ÑепеÑÑ Ð¿ÐµÑвой Ñ Ð»ÐµÐ²Ð¾Ð¹ ÑÑенки ÑлÑÑ, бÑÐ´ÐµÑ Ð¾Ð±Ð½Ð°ÑÑжен ÑаÑплод, Ñо ее ÑÑавÑÑ Ðº Ñамкам Ñ ÑаÑплодом, а на кÑай к ÑÑенке – ÑÐ°Ð¼ÐºÑ Ñ Ð¼ÐµÐ´Ð¾Ð¼. ÐÑи ÑаÑÑиÑном оÑмоÑÑе, когда Ð½ÐµÑ Ð½Ð°Ð´Ð¾Ð±Ð½Ð¾ÑÑи пÑовеÑÑÑÑ ÑоÑÑоÑние вÑÐµÑ Ñамок, оÑмоÑÑеннÑÑ ÑаÑÑÑ Ð¸Ñ , а Ñакже Ñамки из пеÑеноÑного ÑÑика поÑле оконÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÑабоÑÑ ÑÑавÑÑ Ð½Ð° Ñвои ÑÑаÑÑе меÑÑа.
ÐÑÐµÐ»Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ñи неболÑÑом навÑке ÑÑÑанавливаÑÑ Ñамки на нÑжном ÑаÑÑÑоÑнии авÑомаÑиÑеÑки, измеÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ (ÑиÑÐ¸Ð½Ñ ÑлоÑки) ÑолÑиной палÑÑев.
ÐÑмоÑÑеннÑй Ñлей закÑÑваÑÑ Ñ Ð¾Ð»ÑÑиком. ÐелаÑÑ ÑÑо Ñак, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð½ по возможноÑÑи плоÑно пÑилегал к веÑÑ Ð½Ð¸Ð¼ бÑÑÑкам Ñамок. Ðоложив Ñ Ð¾Ð»ÑÑик на Ñамки, ÑнаÑала легким пÑикоÑновением ÑÑк по его веÑÑ Ñ Ð²ÑÑеÑнÑÑÑ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð²ÑÐ¸Ñ ÑÑ Ñам пÑел, заÑем бÑÑÑÑо и плоÑно пÑижимаÑÑ Ñ Ð¾Ð»ÑÑик к Ñамкам.
ÐÑи вÑÐµÑ Ð¾ÑмоÑÑÐ°Ñ Ñлей ÑледÑÐµÑ Ð´ÐµÑжаÑÑ Ð¾ÑкÑÑÑÑм как можно менÑÑе вÑемени.
Ðо вÑÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑмоÑÑа пÑеловод вÑполнÑÐµÑ Ð²Ñе опеÑаÑии плавнÑми движениÑми, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ пÑижаÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ не ÑаздавиÑÑ Ñамкой пÑел. ÐÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ Ñакже поÑÑоÑнно ÑледиÑÑ Ð·Ð° поведением пÑел, вÑÑÑеÑки Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ³Ð°Ñ Ð¸Ñ ÑаздÑажениÑ. ÐÑли в обÑаÑении Ñ Ð¿Ñелами допÑÑÑиÑÑ Ð³ÑÑбÑÑ Ð¾ÑибкÑ, напÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¿Ñи оÑмоÑÑе ÑÑониÑÑ ÑамкÑ, коÑпÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ магазин в ÑаÑкÑÑÑÑй Ñлей, пÑÐµÐ»Ñ Ð¼Ð³Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð½Ð¾ пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´ÑÑ Ð² ÑÑоÑÑÑ Ð¸ набÑаÑÑваÑÑÑÑ Ð½Ð° пÑеловода. Ð ÑÑÐ¾Ñ Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð½ должен как можно бÑÑÑÑее погаÑиÑÑ Ð´Ñмом оÑаг ÑаздÑажениÑ. Ð£Ñ Ð¾Ð´Ñ Ñ Ð¿Ð°Ñеки, ни в коем ÑлÑÑае нелÑÐ·Ñ Ð¾ÑÑавлÑÑÑ Ñлей оÑкÑÑÑÑм.
ÐÑли, неÑмоÑÑÑ Ð½Ð° пÑинÑÑÑе меÑÑ, пÑÐµÐ»Ñ Ð¿ÑодолжаÑÑ Ð¶Ð°Ð»Ð¸ÑÑ, надо закÑÑÑÑ Ñлей, пÑивеÑÑи в поÑÑдок Ñамки и возобновиÑÑ ÑабоÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ Ð½Ð° ÑледÑÑÑий Ð´ÐµÐ½Ñ Ð¸ даже ÑеÑез денÑ, когда пÑÐµÐ»Ñ ÑÑпокоÑÑÑÑ. ÐÑмаÑÑиваÑÑ ÑоÑедние Ñ ÑаздÑаженной ÑемÑей ÑлÑи в ÑÑÐ¾Ñ Ð´ÐµÐ½Ñ, без оÑобой надобноÑÑи, Ñакже не ÑледÑеÑ.
РазнÑе поÑÐ¾Ð´Ñ Ð¿Ñел по-ÑÐ°Ð·Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð²ÐµÐ´ÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð¿Ñи оÑмоÑÑÐ°Ñ . ÐавказÑкие долиннÑе и кавказÑкие гоÑнÑе пÑÐµÐ»Ñ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ незлобивÑ, они Ñедко ÑаздÑажаÑÑÑÑ Ð¸ жалÑÑ. ÐÑ Ð¾ÑмоÑÑ Ð² благопÑиÑÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¸ пÑи налиÑии взÑÑка в пÑиÑоде можно пÑоизводиÑÑ Ð±ÐµÐ· ÑеÑки. Ðднако на вÑÑкий ÑлÑÑай ее ÑледÑÐµÑ Ð²Ñегда имеÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ ÑÑкой. ÐаÑкиÑÑкие и ÑеÑо-ÑÑÑÑкие пÑÐµÐ»Ñ ÑÑебÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ аккÑÑаÑного обÑаÑениÑ.
РбезвзÑÑоÑнÑй пеÑиод, оÑобенно в пеÑвÑе дни поÑле оконÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð·ÑÑка, в ÑеплÑÑ ÑолнеÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¾ÑмаÑÑиваÑÑ Ð¿Ñел и вÑполнÑÑÑ ÑабоÑÑ Ð²Ð½ÑÑÑи ÑлÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ ÑолÑко под маÑлевой или под пÑоволоÑной ÑеÑкой-палаÑкой, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿ÑÐµÐ»Ñ Ð¸Ð· ÑоÑÐµÐ´Ð½Ð¸Ñ Ñемей не залеÑали в оÑкÑÑÑÑй Ñлей и не воÑовали мед. ÐÐ°Ð»ÐµÑ Ð¿Ñел-воÑовок в Ñлей опаÑен поÑомÑ, ÑÑо он пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð°ÑÑового воÑовÑÑва; кÑоме Ñого, пÑÐµÐ»Ñ Ð¾ÑмаÑÑиваемой ÑемÑи в ÑÑом ÑлÑÑае ÑаздÑажаÑÑÑÑ Ð¸ жалÑÑ Ð¿Ñеловода, а Ñакже Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð¿Ð¾Ð±Ð»Ð¸Ð·Ð¾ÑÑи (иногда в ÑадиÑÑе до 100 м) лÑдей и домаÑÐ½Ð¸Ñ Ð¶Ð¸Ð²Ð¾ÑнÑÑ .
Ð ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÑиод можно оÑмаÑÑиваÑÑ Ð¿Ñел и в паÑмÑÑнÑÑ Ð½Ðµ Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ð½ÑÑ Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð´Ñ, когда они мало вÑлеÑаÑÑ Ð¸Ð· ÑлÑев. ÐÑÑÑе вÑего ÑÑо делаÑÑ Ð²ÐµÑеÑом пÑи ÑемпеÑаÑÑÑе не ниже +12° С, когда вÑÐ»ÐµÑ Ð¿Ñел из ÑлÑев знаÑиÑелÑно ÑокÑаÑаеÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ поÑÑи заканÑиваеÑÑÑ.
ÐÑи оÑмоÑÑе пÑел в безвзÑÑоÑное вÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð°Ð´Ð¾ обÑзаÑелÑно полÑзоваÑÑÑÑ Ð·Ð°Ð¿Ð°ÑнÑм Ñ Ð¾Ð»ÑÑиком. ÐоÑовÑÑÑ Ðº оÑмоÑÑÑ Ñемей, пÑÐµÐ»Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð½Ð°Ð´ÐµÐ²Ð°ÑÑ Ð»ÐµÐ³ÐºÑÑ Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ñ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¸Ð¼ бÑло не жаÑко ÑабоÑаÑÑ, воÑÐ¾Ñ Ð¸ ÑÑкава заÑÑегиваÑÑ, инаÑе пÑÐµÐ»Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð¾Ð»Ð·ÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ одеждÑ. ÐÐ»Ñ ÑабоÑÑ Ð² ÑаÑкÑÑÑом ÑлÑе пÑеловод ÑÑановиÑÑÑ Ñ Ð»ÐµÐ²Ð¾Ð¹ ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÐµÐ³Ð¾, а помоÑник – Ñ Ð¿Ñавой. ÐнвенÑаÑÑ Ð¸ пеÑеноÑнÑй ÑÑик ÑÑавÑÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð°Ð´Ð¸ ÑлÑÑ.
Ðе ÑазÑеÑаеÑÑÑ ÑÑановиÑÑÑÑ Ñ Ð¿ÐµÑедней ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÑлÑÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ загоÑаживаÑÑ Ð»ÐµÑок и не меÑаÑÑ Ð¿ÑилеÑаÑÑим и вÑлеÑаÑÑим пÑелам. ÐÑли пÑи оÑмоÑÑе ÑемÑи нÑжно оÑÑÑкаÑÑ Ð¼Ð°ÑÐºÑ Ð¸Ð»Ð¸ оÑмоÑÑеÑÑ Ð²Ð¾Ð·ÑаÑÑной ÑоÑÑав лиÑинок и заÑев ÑиÑ, Ñо пÑеловод ÑÑановиÑÑÑ Ñпиной к ÑолнÑÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð»ÑÑи его Ñ Ð¾ÑоÑо оÑвеÑали оÑмаÑÑиваемÑÑ ÑамкÑ.
ÐÑÑавиÑÑ Ñвой оÑзÑв – мнение или ÑовеÑ:
Источник