При какой температуре плавится алюминий и дюралюминий

При какой температуре плавится алюминий и дюралюминий thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 марта 2016; проверки требуют 62 правки.

Бинарная фазовая диаграмма состояния сплавов алюминий-медь. Узкий диапазон сплавов типа дюралюмин представлен окрашенной полосой.

Дюралюми́н, дюралюминий, дюраль – собирательное обозначение группы высокопрочных сплавов на основе алюминия (алюминиевый сплав) с добавками меди, магния и марганца. Название сплава происходит от торговой марки Dural (фр. dur – твёрдый) – коммерческого обозначения одного из первых упрочняемых термообработкой и последующим старением алюминиевых сплавов. Основными легирующими элементами в нём являлись медь (4,5 % массы), магний (1,5 %) и марганец (0,5 %); остальное – алюминий (93,5 %). При испытаниях на растяжение типовое значение предела текучести дюралюминов составляет порядка 250 МПа, предела кратковременной прочности 400…500 МПа, однако прочностные характеристики конкретного сплава зависят от его состава и, в особенности, от термообработки.

Названия[править | править код]

Название сплава пришло в Россию из Германии в первое десятилетие XX века (нем. Duraluminium) и в русском языке стало общим обозначением для целой группы сплавов на основе алюминия, легированного добавками меди, магния и марганца[1]. Иногда встречаются также старая (основная до 1940‑х годов) форма «дуралюми́ний» и англизированный вариант «дюралюми́н». Название происходит от немецкого города Дюрен (нем. Düren), где в 1909 году было начато промышленное производство сплава[2].

Дюралюминий разработан немецким инженером-металлургом Альфредом Вильмом (Alfred Wilm), сотрудником металлургического завода «Dürener llwerke AG». В 1903 году Вильм установил, что сплав алюминия с добавкой 4 % меди после резкого охлаждения (температура закалки 500 °C), находясь при комнатной температуре в течение 4-5 суток, постепенно становится более твёрдым и прочным, не теряя при этом пластичности. В 1909 году Альфред Вильм подал заявку на патент «Способ улучшения сплавов алюминия, содержащих магний»[3]. Вскоре лицензии на способ были приобретены компанией «Dürener llwerken», которая вышла на рынок с продуктом под маркой «дуралюминий» (нем. duraluminium)[4]. Состав патентованного дюралюминия, выпускаемого на заводе «Dürener llwerken»: 3,5-5,5 % Cu; 0,5-0,8  % Mg; 0,6  % Mn.

На международной выставке дирижаблей, проходившей во Франкфурте в 1909 году, новый сплав получил третью премию. В 1910 году на выставке дирижаблей в Петербурге Вильм получил Большую серебряную медаль за лучший материал для дирижаблей, а также Большую золотую медаль за «достижения в области военной техники».

Обнаруженное Вильмом явление старения алюминиевых сплавов позволило повысить прочность дюралюминия до 350-370 МПа по сравнению с 70-80 МПа у чистого алюминия[5].

Распространённые в Европе сплавы марок «Hiduminium» и «Avional» являются близкими по составу к дюралюминию сплавами других фирм-производителей – High Duty Alloys Ltd. (Великобритания) и Aluminium-Industrie A-G. (Швейцария).

В СССР/России дюралюминами называют деформируемые сплавы системы Al-Cu-Mg, в которые дополнительно вводят марганец. Типичным дюралюмином является сплав Д1 (состав: 4,3 % Cu, 0,6 % Mg, 0,6 % Mn, остальное – Al), однако вследствие сравнительно низких механических свойств производство его заметно сокращается; сплав Д1 для листов и профилей заменяется сплавом Д16.

В США и Евросоюзе дюралюмины представлены, в первую очередь, сплавами 2024, 2017 (во Франции ранее обозначался AU4G или duralumin) и 2117. По международной универсальной классификации группе деформируемых алюминиевых сплавов Al-Cu-Mg присваиваются обозначения от 2000 до 2999.

Состав сплавов, % массы

СплавSiFeCuMnMgCrNiZnTiZr+TiПрочие

каждого

Прочие

сумма

Al
2017Aмин.0,20/3,500,400,40///////основа
макс.0,800,704,501,001,000,10/0,25/0,250,050,15
2024мин.//3,800,301,20///////основа
макс.0,500,504,900,901,800,10/0,250,150,200,050,15

Физико-механические свойства

/20172024
Массовая плотность (г/см³)2,792,77
Интервал температур плавления510-640500-638
Линейный коэффициент термического расширения (10−6/K)23,022,9
Модуль упругости МПа (1)74 00073 000
Коэффициент Пуассона0,330,33
Теплопроводность (W/M°C)состояние T4: 134состояние T3: 120
Удельная теплоёмкость (Дж/кг°C)920920
Предел упругости RP0.2 (МПа)260 (2)300 (3)
Предел прочности Rm (MPa)390 (2)440 (3)
Относительное удлинение (%)9 (2)9 (3)

(1) Среднее значение модулей при растяжении и сжатии

(2) Пруток, состояние Т4 (закалка и естественное старение) диаметром от 6 до 75 мм

(3) Пруток, состояние Т3 (закалка, деформация в холодном состоянии, старение) диаметром от 50 до 100 мм

Свойства и применение[править | править код]

Несущая конструкция германского дирижабля жёсткой схемы «Цеппелин», выполненная из соединенных заклёпками дюралюминиевых профилей

Дюралюминий – основной конструкционный материал в авиации, космонавтике и других областях машиностроения, для которых принципиальную роль играет минимальная масса конструкции.

Первое применение дюралюминия – изготовление каркаса дирижаблей жёсткой конструкции. Начиная с 1911 года, дюралюминий стал широко применяться в других отраслях машиностроения. В годы Первой мировой войны состав сплава и термообработка были засекречены. Начиная с 1920‑х годов, благодаря высокой удельной прочности, дюралюминий становится важнейшим конструкционным материалом в самолётостроении.

Плотность сплава: 2500-2800 кг/м³. Температура плавления сплава: около 650 °C.

Сплав широко применяется в авиастроении, при производстве скоростных поездов (например, поездов Синкансэн) и во многих других отраслях машиностроения (так как отличается существенно большей прочностью, чем чистый алюминий).

После отжига (нагрева до температуры около 500°C и охлаждения) сплав становится мягким и гибким (как алюминий). После старения (естественного, проходящего при комнатной температуре в течение нескольких суток, или искусственного, проходящего при повышенной температуре в течение нескольких часов) становится твёрдым и жёстким.

В настоящее время сплавы алюминий – медь – магний с добавками марганца – известны под общим названием дюралюмины. К дюралюминам относят советские сплавы следующих марок: Д1, Д16, Д18, В65, Д19, В17, ВАД1. Дюралюмины упрочняются термообработкой; подвергаются, как правило, закалке и естественному или искусственному старению. Характеризуются сочетанием высокой статической прочности (до 450-500 МПа) при комнатной и повышенной (до 150…175 °C) температурах, высоких усталостной прочности и вязкости разрушения[6].

Читайте также:  При какой температуре выпекать пиццу и сколько минут

Недостаток дюралюминов – низкая коррозионная стойкость. Изделия требуют тщательной защиты от коррозии. Дюралюминиевый прокат, как правило, плакируют чистым алюминием, создавая из него лист с двухсторонней плакировкой, – так называемый альклед. Также, как правило, все детали из алюминиевых сплавов, применяемые в конструкции самолёта, анодируют, покрывают грунтовками, специально разработанными для авиации (обычно жёлтого или зелёного цветов) и при необходимости окрашивают.

Факты[править | править код]

  • В конце 1930-х годов руководство фирмы «Dürener llwerke AG» и исследовательские лаборатории располагались в районе Борзигвальде Берлина. Там в начале 1940-х годов были разработаны высокопрочные деформируемые сплавы системы Al-Zn-Mg с пределом прочности не ниже 50 кгс/мм2, применявшиеся серийно на самолётах Хейнкель и Юнкерс в виде прессованных профилей и штамповок[7]. В частности, для сплава «Hydronalium Hy43», разработанного в Институте DVL в 1940 году (состав: 4,5 % Zn, 3,5 % Mg, 0,3 % Mn, 0,4 % Cu, остальное – Al), к 1944 году Министерством авиации RLM была выпущена спецификация Flw3.425.5[8].
  • Марка сплава Д16 появилась к 1946 году как результат безлицензионного воспроизводства и освоения металлургической промышленностью СССР технологии изготовления плит, листов и профилей американского сплава 2024 (состав: 4 % Cu, 1,5 % Mg, 0,3 % Сг, остальное – Al), составлявшего основу конструкции планера тяжёлого бомбардировщика Boeing B-29 Superfortress. Приказ о подетальном копировании («…Не допускается никаких отклонений от американского прототипа, ни в одной детали, ни в одном агрегате…» подпись – Иосиф Сталин.) самолёта Boeing B-29 был отдан лично Сталиным в 1944 году в планах и перспективах создания Ту-4 – первого отечественного самолёта-бомбардировщика, носителя атомного оружия. «ВИАМ исследовал вес деталей, их химический состав, структуру и свойства. Как оказалось, отечественные дуралюмины уступали по свойствам сплаву 2024»[9]. Как оказалось, американский сплав 2024 отличался от отечественного дюралюмина Д1 повышенным (до 1,5 %) содержанием магния и небольшой добавкой (0,3 %) хрома.

См. также[править | править код]

  • Кольчугалюминий – советский аналог дюралюминия, разработанный в 1922 году.
  • Альклед – алюминиевый сплав, по заказу NACA. С 1922 года использования в авиастроении США.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ В 1909 году компания «Dürener llwerken» вышла на рынок с продуктом под маркой «дуралюминий» (нем. duraluminium).
  2. ↑ Краткий словарь авиационных терминов. Под редакцией проф. В. А. Комарова. М.: Изд-во МАИ, 1992, с. 54.
  3. ↑ Германский патент № 244554 Verfahren zum Veredeln von magnesiumhaltigen Aluminiumlegierungen. 20 марта 1909 года.
  4. ↑ Вскоре многие компании стали изготавливать дюралюминий, не обращая внимание на патент Вильма. Вильм долго боролся с патентными нарушителями, пока борьба исчерпала его силы и пока не кончились лицензионные поступления. К 1919 году Вильям оставил профессию металлурга и стал фермером. Вильм оставался фермером вплоть до своей смерти. – В кн. Walther Pahl, Weltkampf um Rohstoffe. Leipzig 1941, S. 126.
  5. ↑ A. Wilm, Physikalisch-llurgische Untersuchungen über magnesiumhaltige Aluminiumlegierungen. llurgie, 1911, Bd. 8, N 7, 225-27.
  6. ↑ Алюминиевые сплавы.- В кн.: Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищев. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия» : Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Е. Жуковского, 1994. – 736 c.: ил. ISBN 5-85270-086-X
  7. ↑ Организация ОТБ по изучению немецкой авиационной науки и техники.
  8. ↑ Mühlenbruck A., Seeman H.J. Untersuchungen an Al-Zn-Mg-Knetlegierungen. Luftfahrtforsch., 1942, Bd. 19, № 9, s. 337-343
  9. ↑ О Фридляндере И. Н. Международная научно-техническая конференция ВИАМ Архивная копия от 8 апреля 2016 на Wayback Machine. 2013 год.

Источник

Дюралюминий известен еще с начала 20-го века. Более правильное название «дюраль», это сплав алюминия с медью, имеющий интересную историю появления на свет.

Немецкий инженер-металлург Альфред Вильм, являясь сотрудником компании «Dürener llwerke AG», подметил особые свойства сплавов алюминия с медью и еще несколькими металлами и веществами. Уже в 1909 году он запатентовал собственное изобретение по изготовлению нового материала, который практически сразу перекупила его компания.

С появлением дюралюминия фантазия разработчиков бурно разыгралась

Новая технология в тот же год привлекла внимание мировых производителей. Но только лишь к 40-ым прошлого столетия сплавы алюминия – дюраль, стали производиться в Советском Союзе. Название в нескольких вариантах закрепилось за всеми сочетаниями Al-Cu с добавлением других металлов.

Примечание. Похожее слово «дюралит» иногда ошибочно относят к этой же группе сплавов. Но на самом деле это разновидность мрамора, для изготовления которого используют акриловые смолы.

Для тех, кому действительно интересно узнать об алюминии и его сплавах – предлагаем посмотреть старое советское научное видео (фильм):

Открытие дюрали, состав и технология производства

Читайте также статьи про силумин и ЦАМ.

Метод изготовления дюрали заключался не только в специфическом подборе компонентов. Раскаленный сплав резко охлаждался, после чего материал подвергался механизму искусственного старения с помощью закалки. Именно такой итоговый дюраль сегодня знают потребители.

Литье алюминия

Но появился он не сразу. Специалисты немецкой компании, к слову сказать, обосновавшейся в городе Дюрен, изнурительно трудились всю неделю. И в одну из пятниц они решили испытать новый сплав – дюраль, состав, которого к тому моменту мало отличался от того, что имеют современные: Al-Cu-Mn-Mg-Fe. Решающую роль играл алюминий. По окончании испытаний специалисты сильно удивились измеренной твердости дюраль – сплава. Приняв полученное за ошибку, решили проверить результаты в понедельник.

Читайте также:  Какая базальная температура на второй день месячных

К изумлению инженеров, новый сплав – дюраль, состав которого они совсем недавно изобрели, показывал твердость на 30% большую, чем три дня до этого. Так случайно, было подмечено свойство соединения металлов Al-Cu-Mn-Mg-Fe – оно быстро становится тверже. Вопрос о том, из чего состоит дюраль в итоге можно несколько расширить. Ведь без процесса старения этот сплав почти такой же мягкий, как металл, лежащий в его основе.

Если сохранять математическую точность, состав дюралюминия в процентах выглядел следующим образом:

  • 93% алюминий;
  • 4-5% медь;
  • 2-3% остальные металлы, иногда называемые «лигатура».

Долгие годы процесс старения происходил в естественных условиях при средне комнатных температурах 20-25 градусов по Цельсию. Но с началом войны, дюраль – состав сплава и технология, их результат, стали стратегически важным материалом. Выросла заинтересованность в создании методов, ускоряющих старение, а вместе с ним и твердость вещества.

Была изобретена методика искусственного старения дюралюминий, состав которого сильно не меняется уже более, чем полвека. Изделия из сплава в течении 2-3 часов разогревали до 500 градусов, после 2-3 минуты охлаждали водой или селитрой.

к содержанию ↑

ГОСТ и марки сплавов алюминия

Эксперименты не закончились, что впоследствии подарило миру целую группу аналогичных, но все-таки отличающихся по свойствам сплавов.

ГОСТа дюралюминия не существует, но ГОСТ 4784-97 “Алюминий и сплавы алюминиевые деформируемые” , в котором отображено разнообразие алюминиевых деформируемых соединений – вы можете скачать данный ГОСТ здесь.

Однако тонкости формулировки сегодня мало беспокоят обывателей, желающих просто сдать в металлолом дюралюминий марки Е или АМг2. Первая гарантирует наличие электрических свойств, а вторая говорит о том, что металл используется в пищевой промышленности. К первой может относится разновидность систем Al-Mg-Si: алюминий дюраль АД31 с соответствующей пометкой «Е».

Всего насчитывается 8 таблиц ГОСТ 4784-97. Среди них есть марка дюраль д16, которая несколько раз появляется в них. Один раз просто, второй – с пометкой «П», что означает предназначенность материала для изготовления проволоки холодной высадки.

Одна из многочисленных таблиц сплавов алюминия из ГОСТа

При этом бросается в глаза существенное отличие многих видов дюрали в ГОСТ 4784-97, а точнее состава сплавов, от первоначального. Вместо привычных 93% доли алюминия – все 99 с маленьким хвостиком. Но это не касается распространенной марки дюралюминий д16. Ее состав выглядит примерно так:

  • основная доля алюминий 90-94%;
  • медь колеблется от 3.8 до 4.9%;
  • в равных частях железо и кремний по 0.5%, причем их соотношение не должно быть меньше 1;
  • цинка не более 2.5%;
  • магния – 1.8%;
  • хром 1%, чуть больше титана и 0.9% – марганца.

Здесь очень важно отметить, что производимые детали из этого сплава сохраняют относительную мягкость. Поэтому речь часто идет о полуфабрикатах. Изделия из дюраля 16 можно подвергать термической обработке с последующим охлаждением, что и приводит их к скорейшему старению, то есть упрочнению. Маркируется такой материал, как дюраль Д16Т. Для это марки расшифровка будет выглядеть так.

В таблице представлена расшифровка марки Д16:

FeSiMnCrTiAlCuMgZnПримесей
До 0,5До 0,50,3-0,9До 0,1До 0,1590,9-94,73,8-4,91,2-1,8До 0,25Прочие, каждая 0,05; всего 0,15Ti+Zr < 0,2

Сам же процесс стал необходим, несмотря на прекрасные свойства сплава, проявляемые при температурах 120-2500С. Их рассмотрению отводится следующий раздел.

к содержанию ↑

Дюралюминий Д16 свойства и характеристики, что дает улучшение

Таблицы – Механические и физические свойства сплава Д16

Еще на старте зарождения алюминиевые сплавы были заявлены, как отличный материал для строения летательных аппаратов, в частности дирижаблей. Далекий 1911 год выделил важные свойства дюралюминия: прочность и относительная легкость.

Тогда на выставке в Санкт-Петербурге материал увез в Германию большую серебряную медаль за лучшие качества для создания дирижаблей. Сегодня этот материал используется в строительстве самолетов, космических кораблей, ракет.

Итак, марка Д16 довольно близкая по своему составу к первоначальному демонстрирует отличные качества при температурах в диапазоне 120-250°C. Однако уже при нагреве до 800С начинает проявляться склонность к образованию межкристаллической коррозии.

Корпус из сплава Д16

На выручку приходит процесс искусственного старения с помощью закалки. Он позволяет избавиться от появления коррозии, одновременно с этим сохраняет прочность, пластичность сплава.

В чистом виде дюраль, характеристики которой показывают достаточно высокие показатели при использовании в среде с умеренными температурами, практически не применяется. В виду высокой вероятности возникновения коррозии. Сегодня существует несколько форм выпуска этого материала:

  • закаленные в естественных условиях, маркируется буквой «Т»;
  • прошедшие процесс искусственного старения «Т1»;
  • покрытые специальными лаками, анодированные варианты – «А».

Примечание. Дюрали склонны к коррозии не только при повышении температур, некоторые марки проявляют такую склонность, реагируя на нагрузки.

ВД95 имеет более высокие показатели, чем дюраль Д16Т. Характеристики ВД95Т1, прошедшей процесс искусственного старения, многообещающие. Но потенциал материала остается не использованным до конца, в виду того, что он не выдерживает высоких нагрузок.

На фото круг из материала Д16Т

Из полуфабрикатов Д16, производят: плиты, прутки с маркировкой Д16Т, встречаются листы Д16АТ или Д15ТА. Кроме того, есть изделия, дополнительно отмечаемые буквой «М», что обозначает – «отожженные».

к содержанию ↑

Область применения

Заклепки из дюралюминия

Дюралюминий Д16Т, свойства которого не позволяют производить сварку, закрепляют с помощью заклепок, разъемных или нет соединений. Упрочненный в термических условиях или состаренный естественным образом материал нашел широкое применение в народном хозяйстве:

  • авиатехника – силовые элементы, детали обшивки, тяги управления, прочее;
  • автомобилестроение – кузова, трубы, другое;
  • заклепки для крепления более мягкий материалов, например, из мангалия AlMg6;
  • круги для бурильных установок;
  • листовой дюралюминий.
Читайте также:  Какого температура плавления алюминия

На Западе эти сплавы используют при изготовлении носовой части шаттлов.

Нос шаттла укреплен дюралюминием. Конечно состав дюралюминия там немного другой и отличается от бытового

к содержанию ↑

Температура плавления дюралюминия

Иногда таким вопросом задаются бытовые пользователи. Причин для этого множество. Вероятно, некоторые беспокоятся о том, чтобы их кастрюли не дали течь (шутка).

Сама постановка вопроса – какая же у дюрали температура плавления, не совсем корректна, поскольку речь идет о сплаве. В таких ситуациях принято говорить о диапазоне температур. Что и делают профессионалы, особенно, когда затрагивается тематика ковки материала.

Плавление дюралюминия в домашних условиях

Температура плавления дюрали и алюминия в корне отличается, стоит отследить несколько фиксируемых показателей:

  • чистый Al (99,9%) плавится при 6600С;
  • уменьшение доли вещества алюминия всего на 0.4% дает снижение температуры до 6570С;
  • большее снижение до 99% ведет к порогу 6430С.

Температура плавления дюралюминия в домашних условиях все равно кажется недостижимой, даже несмотря на то, что процесс в некоторых случаях начинается уже при 5000С.

Видео – плавка алюминиево-магниевого сплава:

к содержанию ↑

Плотность дюралюминия

Этот физический параметр необходим для расчета теоретической массы изделий. Дюраль, плотность которого вычисляется посредством переводного коэффициента, согласно ГОСТ 21488-97, может отклонятся по весу при взвешивании.

Плотность дюралюминия Д16Т соответствует показателю для Д16 и коэффициент перевода 1.03. Из таблицы или рассчитав, получается значение 2.78 г/см3. Что довольно близко к плотности самого алюминия: 2.7 г/см3.

Удельный вес дюралюминия также может использоваться для расчетов окончательной массы изделий или количества материалов необходимых для изготовления.

Для некоторых изделий не понадобится даже удельный вес дюрали. Например, ГОСТ 18475-82 содержит данные по трубам стандартного диаметра с вариативностью по толщинам стенок: одному погонному метру соответствует числовое значение веса в кг.

Если же подойти формально к понятию: удельный вес дюрали Д16Т, то его можно вычислить из следующего выражения:

γ=P/V, – где Р=mg (вес куска металла) и V-объем предмета.

к содержанию ↑

Как отличить алюминий от дюралей?

Обычно в магазинах на изделиях имеется маркировка и по ней следует ориентироваться. Однако часто возникают вопросы о подделках. Бывает есть необходимость проверить партию изделий от неизвестного лица, не имеющего документации, других достоверных подтверждений тому, что предлагаемое именно дюраль. Конечно, анализатор химического состава сразу покажет отличие дюраля от алюминия. Ведь в классическом представлении, первый содержит единицы долей меди, а второй – ее десятые или даже сотые.

Также есть ряд субъективных способов, как определить дюраль в руках или нет. Сплав имеет характерный серо-стальной цвет. Если попытаться поцарапать поверхность, это получится довольно легко. Стружка ломкая и не вязкая. Попытки согнуть образцы покажут отсутствие пластической деформации. При ударе должен слышаться звон. В следах от царапин просматривается мелкокристаллическая структура.

Зная достоверно, чем отличается алюминий от дюралюминия, стоит воспользоваться еще одним опытным способом определения вида материала. Для этого на небольшой участок исследуемого образца наносят каплю едкого натрия. Оставляют на 5-10 минут. После удаляют вещество и смотрят на цвет образовавшегося пятна. Если оно темное, то это дюраль, но не сплавы алюминия с низким содержанием меди и не магналий.

Кроме того, алюминий растворяется в кислотах при добавлении щелочи, давая белый порошковый осадок. Проделав то же самое с куском дюралюминия, на выходе получают еще и голубенькие гранулы, которые дает присутствующая медь.

Уголок из алюминия

Лист из дюрали

Самое главное отличие дюрали от алюминия – это твердость, хрупкость и отсутствие пластичности. Если провести визуальное сравнение раза 3-4 (разных деталей) выполненных из алюминия и дюралюминия – отличие станет явным и в последующем взяв руки изделие из того или иного материала определить его будет уже просто.

к содержанию ↑

Сколько стоит лом дюрали за 1 кг?

После долгого рассказа обо всех преимуществах и отличительных чертах дюрали от алюминия приходится констатировать, что стоимость этих материалов не сильно отличается, если речь идет о металлоломе. Более того, учитывая колебания цены дюрали за 1 кг в разных приемных пунктах, она в результате может оказаться, как выше, так и ниже выставленной для чистого металла Al – лома алюминия.

Лом алюминия – в этой куче собрано все: и алюминий и силумин и дюралюминий

В общем, имейте в виду, что на приемках нет такой позиции в прайсе, как лом дюралюминия. Некоторые приемки могут написать лом алюминия АМГ и в скобках рядом приписать (дюраль). По факту сплав АМГ не является дюралюминием, т.к. в нем практически нет меди, ее место занимает магний. Но по большому счету для лома это не важно, т.к. цена будет одинакова и сейчас сдать лом дюралюминия можно за 70-80 рублей за 1 килограмм.

Итак, цена лом дюрали – 75 рублей за килограмм.

Например, в 2017-2018 стоимость дюрали за 1 кг в Москве или Казани сложилась примерно одинаковая и составляет 70 рублей. Однако многое зависит от того, в какую категорию определяется вторичное сырье. Дюраль и цена за кг делового лома (уголки, листы и т.д. т.е. все, что может использоваться вторично без переработки) могут несколько отличаться в пользу последнего, особенно когда изделия новые и изготовлены из востребованной марки. На небольшой массе это не сильно скажется. Однако при сдаче поштучно или весом от 100 кг и выше, окажется ощутимой.

Источник