При какой температуре включается вентилятор газель бизнес

  1. 08.02.2013 10:07

    #81

    Так что поштудируй ихние форумы для интереса.

  2. 14.02.2013 10:10

    #82

    Кстати как там с проблемой то,решилась или нет ещё?
    Общественность так сказать интересуется 😉

  3. 26.03.2013 12:47

    #83

    у бизнесов это болячка с связана с блоком управления, у себя решил кардинально- установил бортовой комп Prestige g12 и периодически сбрасываю ошибку ДТОЖ ибо она откладывается в мозгу авто и он (комп) начинает считывать температуру ДВС с датчика температуры воздуха, отсюда падение температуру на приборке и закипание, еще как вариант- не тот датчик температуры, их целая куча разновидностей, у меня стоял коричневый, пытался поменять на другой- температуру не показывал вообще

  4. 30.03.2013 15:56

    #84

    У тебя газовое оборудование стоит на машине? Если да то возможно проблема с ним. Так как ГБО обогревается охлаждающей жидкостью, где то не герметичная система, при движении на оборотах газ попадает в систему и образует воздушную пробку, отремонтировав гбо проблема твоя решится. У меня такая проблема была на жигулях.

  5. 06.06.2013 01:58

    #85

    Доброй ночи! у меня у самого Газель бизнес (УМЗ-4216)…. точная такая х..ня началась и у меня, после того, как поменял сломанный вентилятор… после этого стала греться на ходу, но в отличие от твоей, как только останавливался или снижал скорость температура сразу же падала, и не выплёвывал антифриз. не мог понять в чём дело. куда ни обращался, никто не мог толком найти причину (объехал почти все так сказать “приличные газелевские автосервисы” Москвы)! предлагали даже поменять мозги… но Слава Богу, до этого дело не дошло! каждый хотел заработать по-своему…!!! И поменял термостат(2 раза), и датчик температуры (2 раза), промыл радиатор, разбирал электромуфту вентилятора… Всё равно грелась…хоть убейся…)) решил поехать в другой автосервис (там ни разу не был). подходит мастер: что за проблема?… – да вот греется на ходу… мастер: – открывай капот… прошелся взглядом в подкапотном пространстве, и говорит: – у тебя не тот вентилятор стоит, поэтому и греется…!!! мастер уходит и и через пару минут возвращается с б/у вентилятором в руке))) “-вот твой вентилятор-, такой должен стоять-! – бери и ставь!-” кстати, и денег не взял!!! сравниваю с моим… точно разные… лопасти на моем в другую сторону… оказывается, на этих “бизнесах” электромуфты двух видов, соответственно и лопасти другие! приехал домой, поменял подаренный вентилятор… Чудо…!!! всё в норме!))) на ходу не греется!!! только в пробках!))))) но целом, УМЗ-4216- это ГАВНО, а не мотор!!!

  6. 06.06.2013 18:39

    #86

    Сообщение от Овик_77

    Доброй ночи! у меня у самого Газель бизнес (УМЗ-4216)…. точная такая х..ня началась и у меня, после того, как поменял сломанный вентилятор… после этого стала греться на ходу, но в отличие от твоей, как только останавливался или снижал скорость температура сразу же падала, и не выплёвывал антифриз. не мог понять в чём дело. куда ни обращался, никто не мог толком найти причину (объехал почти все так сказать “приличные газелевские автосервисы” Москвы)! предлагали даже поменять мозги… но Слава Богу, до этого дело не дошло! каждый хотел заработать по-своему…!!! И поменял термостат(2 раза), и датчик температуры (2 раза), промыл радиатор, разбирал электромуфту вентилятора… Всё равно грелась…хоть убейся…)) решил поехать в другой автосервис (там ни разу не был). подходит мастер: что за проблема?… – да вот греется на ходу… мастер: – открывай капот… прошелся взглядом в подкапотном пространстве, и говорит: – у тебя не тот вентилятор стоит, поэтому и греется…!!! мастер уходит и и через пару минут возвращается с б/у вентилятором в руке))) “-вот твой вентилятор-, такой должен стоять-! – бери и ставь!-” кстати, и денег не взял!!! сравниваю с моим… точно разные… лопасти на моем в другую сторону… оказывается, на этих “бизнесах” электромуфты двух видов, соответственно и лопасти другие! приехал домой, поменял подаренный вентилятор… Чудо…!!! всё в норме!))) на ходу не греется!!! только в пробках!))))) но целом, УМЗ-4216- это ГАВНО, а не мотор!!!

    Совсем,совсем говно???

  7. 14.07.2013 14:44

    #87

    Сообщение от rus013

    Кстати как там с проблемой то,решилась или нет ещё?
    Общественность так сказать интересуется 😉

    да решилась, – проблема микротрещина в гбц

    Доброе имя лучше дорогой масти © Екклесиаст глава 7 стих 1…

  8. 14.07.2013 15:03

    #88

    Сообщение от deicide31

    Совсем,совсем говно???

    Ага.Ещё и сопливое)))

  9. 29.08.2013 22:58

    #89

    Всем привет! У меня вот проблема появилась с машиной…а конкретно тосол выплевывает…температура в норме что на ходу что в пробке…приеду на место, заглушу мотор пойду в магазин, вернусь обратно а у меня под машиной в районе расширительного бочка лужа…в заведеном состояние не кипит, в пробке не кипит…и еще когда включаю зажигания, то стрелка датчика температуры зашкаливает по 110-120, завожу двигатель, автоматический включается вентелятор и температуа возврачается в норму…в салон подача теплого и холодного возду в норме…ПОМОГИТЕ…ЧЕ МНЕ ДЕЛАТЬ??? и еще – чек не горит

  10. 30.08.2013 04:55

    #90

    Помпа не крутит на заглушеном вот и кипит в блоке. Можно крышку расширителя поменять давление в системе подскочит температура кипения повысится или антифриз залить с температурой кипения 123 градуса

    Чем моложе блогер, тем хуже ему жилось при Сталине (с)

  11. 30.08.2013 08:52

    #91

    Сообщение от Рузель88

    Всем привет! У меня вот проблема появилась с машиной…а конкретно тосол выплевывает…температура в норме что на ходу что в пробке…приеду на место, заглушу мотор пойду в магазин, вернусь обратно а у меня под машиной в районе расширительного бочка лужа…в заведеном состояние не кипит, в пробке не кипит…и еще когда включаю зажигания, то стрелка датчика температуры зашкаливает по 110-120, завожу двигатель, автоматический включается вентелятор и температуа возврачается в норму…в салон подача теплого и холодного возду в норме…ПОМОГИТЕ…ЧЕ МНЕ ДЕЛАТЬ??? и еще – чек не горит

    Дык а выключаешь когда зажигание, какая тем-ра? Не должна сильно тем-ра в блоке подниматься после выключения зажигания, так, градусов на 5-7 максимум…

    Может действительно “тосол”(если это та синяя бодяга) на любой другой нормальный антифриз поменять?

  12. 30.08.2013 20:32

    #92

    я вот иду по трассе 80-90 км/ч, остановлюсь у дороги и заглушу, буквально минута и по тек тосол…а если пару минут на холостых поработает то норма…температура 80-85

  13. 22.11.2013 22:04

    #93

    Сообщение от Овик_77

    Доброй ночи! у меня у самого Газель бизнес (УМЗ-4216)…. точная такая х..ня началась и у меня, после того, как поменял сломанный вентилятор… после этого стала греться на ходу, но в отличие от твоей, как только останавливался или снижал скорость температура сразу же падала, и не выплёвывал антифриз. не мог понять в чём дело. куда ни обращался, никто не мог толком найти причину (объехал почти все так сказать “приличные газелевские автосервисы” Москвы)! предлагали даже поменять мозги… но Слава Богу, до этого дело не дошло! каждый хотел заработать по-своему…!!! И поменял термостат(2 раза), и датчик температуры (2 раза), промыл радиатор, разбирал электромуфту вентилятора… Всё равно грелась…хоть убейся…)) решил поехать в другой автосервис (там ни разу не был). подходит мастер: что за проблема?… – да вот греется на ходу… мастер: – открывай капот… прошелся взглядом в подкапотном пространстве, и говорит: – у тебя не тот вентилятор стоит, поэтому и греется…!!! мастер уходит и и через пару минут возвращается с б/у вентилятором в руке))) “-вот твой вентилятор-, такой должен стоять-! – бери и ставь!-” кстати, и денег не взял!!! сравниваю с моим… точно разные… лопасти на моем в другую сторону… оказывается, на этих “бизнесах” электромуфты двух видов, соответственно и лопасти другие! приехал домой, поменял подаренный вентилятор… Чудо…!!! всё в норме!))) на ходу не греется!!! только в пробках!))))) но целом, УМЗ-4216- это ГАВНО, а не мотор!!!

    было такое. разнонаправленые они и причем тот, который нужен, х. найдёшь… но оказалось все поэтичнее: лопнула голова в р-не 4го горшка, да причем так чуть-чуть, что на холодную и первые минут 40 все чики-пуки, а патом фонтан и приехали. прогревается в общем металл до опр. температуры и начинает компрессию в хладогент пузырить. я не поверил сначала (газель казенная, запчасти, соответственно, тоже) менял всё, х. с ним, думаю, открутили голову, свезли шлифанули… и вот лежит она такая блестящая на верстаке, манит-,,ставь, мол, меня, повезу тебя я в дивные дали,, а я гляжу на неё как гипнотизёр на кобру и вижу: тоненькая такая полосочка, не приметная, черная из цилиндра да прям в рубашку. забил таки я тревогу всегаражную, созвал друзей старших совет держать. обсмеяли меня иуды руководящие, голову велели взад вертать (на место поставить) и так как холоп обязан вид иметь придурковатый и растеряный, и вопросов не задавать, и речей из книжек буржуйских технических не держать, пошёл я, голову повесив голову на мсето водружать…..
    итог: 2 ремонта головы (ведет, мол, голову. греете дебилы грязные, за температурой не следите.. и т.д.) потом хренолион рублей за новую голову и вуаля! 20 тыш проехала и никаких проблем. премечательно, что проблема появилась после легкой аварии (челом били о задницу босурманско-японскую) действительно легонечко (домой своим ходом) и всё норм, а на следующий день БА-БАЦ!
    как-то так

  14. 22.11.2013 22:07

    #94

  15. 22.11.2013 22:35

    #95

    а двиг реально ГУМНО полоное, не едет нифига, сыплеться как старая штукатурка, чтоб погладить спереди подлизать сзади надо. полный привод из ада:коробке уши обрывает постоянно, а раздатка шумит так, что выйти хочется и забыть как сон престрашный(музыку поставил хорошую, шумку наклеил-пофиг) электричество на коленке молотком и пасатижами придумано километр изоленты и ,,плов готов,,. кабина картон и ещё масса незабываемых наслаждений.
    P.S. до 50 тыс гур сломался (насос), стартер сгорел, генер сгорел, головка лопнула, коробка отвалилась, о приборах я вообще молчу-там с метео ТВ синхронизация видно. радиатор то и дело на шкивы надевается (хомутами престегнул к решётке ничё вроде) только что консоль отопителя балдежная завораживает прям..

  16. 22.11.2013 22:40

    #96

    Ты про УМЗ…Всё верно…
    Заволжский был гораздее,но у нас чем хуже-тем лучше.

  17. 22.11.2013 22:41

    #97

    Сообщение от Tail Gunner

    Прикольно)))

    спасибо, реально наболело просто.

  18. 22.11.2013 22:44

    #98

    Наболело)))Мы 3 месяца это чудовище реанимировали))Хоть и Бош,но криво инсталлированное))

  19. 22.11.2013 22:48

    #99

    Сообщение от Tail Gunner

    Ты про УМЗ…Всё верно…
    Заволжский был гораздее,но у нас чем хуже-тем лучше.

    да реально, папаня у меня 3 сотки на 406 кабураторе проехал по городу, затроила, запердела, заглохла всё думал.. ан нет ремкомплект карбюратора фильтра свечи и в бой. а тут блин технологии, инжектор типа..

  20. 22.11.2013 22:51

    #100

    Да вот за что раньше ценили(Ну,как,смирялись,ибо цена сладкая была)-ремонтопригодность..Сейчас-сложность-как у иномарок,а качество-гумно,традиционно..

Источник

Читайте также:  Какую температуру переносит петуния

Советы для автомобилистов

На автомобилях Газель вентилятор системы охлаждения двигателя должен включаться при достижении температуры охлаждающей жидкости в пределах 98-99 градусов по Цельсию. Пока эта температура не будет достигнута, даже исправный вентилятор будет находиться в отключенном состоянии.

Если, охлаждающая жидкость достигает этой температуры (чаще всего это происходит в городских пробках в летнее время), а вентилятор не включается, то для поиска неисправности водителю придётся проверить предохранитель, защищающий эту электрическую цепь. Он находится в монтажном блоке под капотом автомобиля Газель. Если предохранитель перегорел, то придётся искать короткое замыкание в этой электрической цепи.

А если предохранитель цел, тогда Вам потребуется пара проводов для проверки работоспособности вентилятора, путём подачи напряжения с клемм аккумуляторной батареи (АКБ) на штекерный разъём электродвигателя. Если не знаете, какой контакт разъёма подсоединять на плюс, а какой на минус АКБ, то ничего страшного в этом нет. Неправильная полярность просто приведёт к вращению якоря электродвигателя вентилятора в противоположную сторону, в случаях, когда он исправен.

А если электродвигатель неисправен, то вал якоря не будет вращаться ни в одну из сторон. Тогда придётся проверить состояние щёток коллектора на предмет их предельного износа или зависания. Также причиной отказа электродвигателя вентилятора может стать короткое замыкание в его обмотках.

Обязательно обратите внимание на состояние клемм штекерной колодки электродвигателя вентилятора. Если обнаружите их подгорание, то необходимо снять реле вентилятора, которое стоит рядом с монтажным блоком, найти выходящий из-под колодки реле чёрный провод и проверить в каком состоянии находится его противоположный конец, которой соединяется с массой автомобиля. Бывают случаи, когда краска кузова под контактом массы не зачищена, а это также приводит к отказу включения вентилятора.

Читайте также:  При какой температуре гибнут яйца клопов

Ещё одной причиной отказа вентилятора системы охлаждения может стать неисправность датчика температуры, который подаёт сигнал в ЭБУ, а он в свою очередь управляет замыканием контактов реле вентилятора. Место расположения датчика зависит от того, какой двигатель стоит на Газели. А на Газелях с двигателем УМЗ-4216 применяется другая схема охлаждения радиатора потоком воздуха, так как там стоит вентилятор с электромагнитной муфтой включения, приводимый во вращение со шкива коленвала при помощи ремённой передачи. Но и он к сожалению часто «глючит».

Авто ГАЗ-3102 ЗМЗ-406 инжектор. В общем проблема вот в чем:

не включается вентилятор воздушного охлаждения двигателя. Сегодня вечером еду в пробке минут 10 тащился на 1-ой передаче, периодически останавливался. В итоге спустя 10-15 мин. температура охлаждающей жидкости приблизилась к
102-104 градуса Цельсия
(загорелась индикаторная лампочка). Остановился на аварийке, заглушил двигатель и открыл капот на 20 мин. После чего движок остыл до 80 градусов (при всем при этом вентилятор даже не шолохнулся). Далее проехав саму пробку передвигался по городу ехал с полуоткрытым капотом на 3-4 передачах (30-40мин.). Температура не превышала 95 градусов. Но вентилятор так и не сработал ни разу.

Как было раньше:

вентилятор включался примерно при температуре
85-93 градусов
. Даже по приезде когда глушил машину и вытаскивал ключ из зажигания вентилятор автоматически включался и работал (затем естественно автоматически отключался).

Уровень тосола в норме, проверил предохранитель в салоне- он цел. Что еще может быть? В чем искать причину?

И еще посоветуйте хороший тосол, у кого какой (название, фирма, цена).

Проверка электромагнитной муфты вентилятора автомобиля BJ1044

Когда перестал крутить вентилятор радиатора не нужно сразу же бежать в магазин за покупкой нового, нужно определить причину неисправности, возможно ее можно легко устранить, а может быть виноват вовсе и не сам вентилятор. Как проверить электромагнитную муфту автомобиля BJ1044 читайте инструкцию.

При проведении проверки работоспособности
муфты включения вентилятора
на прогретом двигателе избегать соприкосновения с нагретыми деталями двигателя.

Чтобы проверить работоспособность муфты необходимо подключить провод к плюсу и замкнуть на проводе, который выходит с помпы, то есть при замыкании и размыкании цепи должен произойти щелчок электромагнита, это и будет означать, что помпа в рабочем состоянии.

Тоже самое касается проверки старой помпы, в этом случае нужно корпус замкнуть на минус, а провод на плюс, если ничего не клацает, то это значит, что электромуфта не работает.

Не проводить проверку муфты на работающем двигателе.

Далее представлена схема включения и управления электромуфтой.

Серый с черной полосой – штатная проводка (минус), жёлтый – питание реле включения электромуфты

Параметры электромагнитной муфты насоса ЗМЗ-405:

  1. Напряжение питания – 10,8 – 15 В.
  2. Электрическая мощность потребления – не более 50 Вт.
  3. Передаваемый крутящий момент при напряжении 12В – не менее 20 Нм (2 кг/см).
  4. Минимальное напряжения срабатывания – 10 В.
  5. Минимальное напряжение при передаваемом крутящем моменте – не менее 11 Нм (1,1 кгс/м).
  6. Зазор между шкивом и ведомым диском 0,2 – 0,5 мм.

Порядок проверки электромагнитной муфты включения вентилятора:

  1. Перед началом проверки работоспособности электромагнитной муфты включения вентилятора проверить работоспособность датчика включения, демонтировав его и проверив его на температуру включения (78±20 °С).
  2. Проверить подсоединение проводов всех элементов муфты.
  3. Прогреть двигатель до рабочих температур и с помощью тахометра, установленного на шкив вентилятора и вентилятор определить момент включения вентилятора. При отсутствии тахометра момент включения можно определить с помощью органов слуха: шум вентилятора резко возрастает в момент включения муфты, при этом необходимо контролировать температуру двигателя и не допускать перегрева двигателя.
  4. Для проверки работоспособности самой муфты необходимо проделать следующее:
  • отсоединить зеленый провод, идущий от катушки муфты к датчику включения муфты;
  • подсоединить к зеленому проводу питающий провод (24 В) и подать на него напряжение;
  • проверить блокировку муфты попыткой провернуть вентилятор – вентилятор должен быть заблокирован.
Читайте также:  При какой температуре варить бульон в мультиварке

Внимание: все работы по пункту 4 проводить при остановленном двигателе!

  1. При обнаружении неисправности катушки муфты заменить муфту в сборе с водяным насосом.
  2. По окончании проверки надежно соединить все разъемы, проверить укладку проводов для исключения случаев обрыва.

Проверка электромуфты газели

Если электромагнит не сработал и цепь замкнуло, то можно попробовать принудительно подтолкнуть ведомый диск в сторону шкива. Щелчок при работе электромагнита будет свидетельствовать о существенном зазоре между шкивом и диском, поэтому нужно отрегулировать зазор методом отжима лапок упора до рабочей величины примерно 0.3 – 0.5 мм.

В том случае, если муфта не сработает и произойдет принудительное движение диска в сторону шкива, то это будет говорить о неисправности катушки, в этом случае электрическую муфту требуется заменить.

201006071227_gazele

Месяц за месяцем, вот уже второй год, мы неустанно наблюдаем за работой ульяновских двигателей на подконтрольных «ГАЗелях». Из заявленных заводом-изготовителем 300 тысяч километров до капремонта моторы УМЗ-4216 прошли треть. Однако те, кто знают двигатели семейства УМЗ прошлых лет выпуска, отметят, что 100 тысяч — пробег довольно критический. Между тем УМЗ-4216 продолжают вполне нормально работать, хотя дают о себе знать некоторые инженерные просчеты и невысокое качество комплектующих. Но ульяновский завод, хоть и с опозданием, а все же внедряет мероприятия по улучшению качества выпускаемой продукции.

Перевозчик заменил муфты кожухами с электровентиляторами

К остальной сборке также не стоит относиться спустя рукава. Например, на конвейере «ГАЗа» (применительно к двигателю ЗМЗ-406) датчик включения вентилятора устанавливают в левом бачке радиатора, где температура жидкости ниже, чем в правом, так как она успевает охладиться при прохождении по каналам радиатора, в правый бачок жидкость поступает непосредственно с рубашки охлаждения двигателя. Устанавливать тройник с датчиком на УМЗ-4216 лучше и правильнее в нижний патрубок (он и так разъемный), на входе в водяной насос.

Система охлаждения ГАЗ 31105

Охлаждение на автомобиле ГАЗ 31105 жидкостное, в роли охлаждающей жидкости используется тосол или антифриз. В крайнем случае, в систему можно залить воду, но использовать ее можно только в летнее время. Еще следует знать, что при работе на воде в рубашке охлаждения блока цилиндров образуется ржавчина, которая со временем разъедает металл.

Схема рубашки охлаждения блока цилиндров
В СО «Волги» 31105 входят следующие элементы:

  • Радиатор охлаждения;
  • Электровентилятор;
  • Водяной насос (помпа);
  • Бачок расширительный;
  • Водяные патрубки;
  • Рубашка охлаждения ГБЦ (головки блока) и блока цилиндров;
  • Термостат с корпусом.

Чтобы охлаждение ДВС происходило эффективно, в системе предусмотрена принудительная циркуляция охлаждающей жидкости (ОЖ). Контур охлаждения на ГАЗ 31105 является замкнутым, ОЖ в системе гоняется по кругу.

Тройники с температурными датчиками врезали в верхние патрубки

Врезаться и впаивать резьбовую часть для датчика в сам радиатор сложнее. Однако механики наших «ГАЗелей» внедрили датчики в верхний патрубок радиатора (так меньше возиться). В итоге вентилятор включается раньше, чем нужно, — на меньшей температуре. При этом мотор несколько хуже прогревается, а так как он оснащен электронноуправляемым впрыском топлива, могут возникнуть погрешности в работе топливной системы — будет готовиться обогащенная по составу смесь. Это приведет к увеличению расхода топлива. Кроме того, не исключено и такое: верхний патрубок горячий, а циркуляции жидкости через радиатор нет. Но датчик этого «не поймет» — вентилятор включится и будет совершенно бессмысленно работать, к тому же увеличится нагрузка на электропроводку, станет выше цикличность работы контактов реле и датчика. Правильная же установка датчика, в нижний патрубок двигателя УМЗ-4216, позволяет получить более стабильный температурный режим двигателя.

Владимир Калашников, главный механик ООО «Терра-Карат»

— Из-за постоянных поломок муфт включения вентиляторов системы охлаждения мы начали устанавливать на радиаторы диффузоры с вентиляторами, оснащенными электродвигателями. Успешный опыт эксплуатации этой конструкции на двигателе УМЗ-4216 у нас уже есть — еще летом в качестве эксперимента мы переоборудовали таким образом одну «ГАЗель». Сейчас уже четыре машины прошли эту процедуру. Совсем недавно мы провели замеры расхода топлива «ГАЗелей» с ульяновскими двигателями. Для этих целей использовали груженую машину, заправляли полный бак, фиксируя количество топлива, и отправляли в рейс. По прибытию «ГАЗели» вновь заезжали на заправку, где фиксировали, сколько топлива пришлось залить во второй раз. Взяв цифру пробега за смену и количество залитого второй раз топлива, мы посчитали, что средний расход в смешанном режиме составил 19,9 литра.

Отопитель Газель бизнес принцип работы.

Отопитель Газель бизнес не плохая пародия на отопители иномарок, но только на первый взгляд. Управление отопителем осуществляется кнопками и рукоятками на электронным блоке, находящемся на панели управления. Воздух в отопитель, как и на всех «Газелях», засасывается электровентилятором через решётки под лобовым стеклом и, проходя через воздуховоды и дефлекторы поступает в салон.

Охлаждающая жидкость к радиатору отопителя подаётся через кран, открытие и закрытие которого осуществляет электропривод. От таких же кранов предыдущих моделей его отличает наличие дополнительного штуцера. В закрытом положении крана жидкость перенаправляется обратно в систему охлаждения.

201005251656_no_copyright_201004191851_63

— Изначально конструкция нашего двигателя не предусматривала электромуфту, вентилятор вращался постоянно и был установлен на водяном насосе. Электромуфту включения вентилятора охлаждения двигателя смонтировали по инициативе «ГАЗа». Ставить электродвигатель вентилятора, как это сделано на большинстве автомобилей, конструкторы «ГАЗа» не собирались, так как для этого требовался более мощный генератор. Ведь «ГАЗель» в исполнении микроавтобуса оборудована дополнительными отопителями и светильниками. В пользу электромуфты — еще и ее тихая работа, отчасти благодаря ей «ГАЗель» прошла испытания по шумности с запасом.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Источник