При какой температуре включают отопление в автобусах

При какой температуре включают отопление в автобусах thumbnail

Как должны отапливаться салоны наземного общественного транспорта? Особенно сейчас, в трескучие крещенские морозы.

Конечно, холодно не во всех городских автобусах, троллейбусах, трамваях. Попадаются и довольно теплые. Но мерзнуть пассажирам приходится частенько. Особенно когда в салоне человек 10 – продрогших и съежившихся. То ли дело, когда он набит битком. Вмиг становится теплее на пару-тройку градусов! Впрочем, и в часы пик у меня, например, нередко коченеют ноги, да и все остальное, за те 15 минут, что везет троллейбус по 51-му маршруту от «Детской больницы» до станции метро «Институт культуры». Причем еду «на ощупь» и внимательно слушаю голос «из прекрасного далека», объявляющий остановки, потому что сквозь заледеневшие окна не видны пейзажи утреннего Минска. В таких же условиях не раз приходилось кататься в 45-м и 73-м автобусах, 43-м и 59-м троллейбусах. При этом заметила, что электротранспорт обогревается хуже, даже если система отопления работает. А иногда по салону, если он полупустой, просто гуляет студеный ветер. И немудрено: то и дело попадаются на глаза дыры с кулак в резиновых уплотнителях дверей. А бывает, эти детали и вовсе отсутствуют. Как следствие – сквозняки.

Подобные истории рассказывают коллеги и знакомые, путь которых в центр города к местам работы лежит из других жилых районов. Например, из Серебрянки знакомые предпочитают ехать в наземном транспорте только до метро, а дальше – уже в подземке. Хотя до проспекта Независимости вполне могут и в трамвайчике прокатиться без пересадок. Но, говорят, холодно в трамвайчике. Даже в такую погоду, как была в декабре. Правда, нередко это зависит от того, где расположишься в салоне. Если повезет и пристроишься возле печки, можешь и вспотеть. Конечно, при условии, что обогрев включен.

Словом, невольно на ум приходят мысли вроде «как платим, так и едем». Какую часть затрат компенсируем транспортникам, такую же порцию комфорта получаем взамен. Хотя справедливости ради стоит заметить, что сейчас дела обстоят на порядок лучше, чем раньше, в целом в сфере пассажирских перевозок – не только в части отопления салонов. Но как подтверждают факты, пассажиры и специалисты, есть еще над чем работать.

– Должный уровень культуры обслуживания пассажиров – один из приоритетов в нашей работе, – говорит заместитель главного инженера – начальник производственно-технического отдела КУП «Минсктранс» Евгений Цвирко. – В том числе создание комфортных условий во время поездок, поддержание приемлемой температуры воздуха в салонах городского пассажирского транспорта. Для этого ежегодно весь подвижной состав проходит сезонное техническое обслуживание – мы с лета готовим его к работе в осенне-зимний период. На это направляются значительные денежные средства. Например, в 2013 году затрачено около 14 млрд рублей. Но не надо забывать, что мы имеем дело с техникой и выпускаем на маршруты ежедневно около двух тысяч машин. Отопительное оборудование может выйти из строя прямо на линии. К тому же есть человеческий фактор: обогрев в транспорте водители включают вручную. К сожалению, не все это делают своевременно. А разогревается машина не сразу, и остыть двигатель и салон успевают даже во время простоя на конечной станции. Немало тепла уходит во время открывания дверей каждые 2–3 минуты на остановках.

В Беларуси нет нормативных актов, регламентирующих температурный режим в салонах пассажирского транспорта. Поэтому специалисты КУП «Минсктранс», руководствуясь собственным опытом работы, отопление салонов городских автобусов, троллейбусов и трамваев включают на полную мощность только при понижении температуры наружного воздуха до –5 °С. При этом у пассажиров автобусов «МАЗ» все-таки есть «температурное» преимущество. В осенне-зимний период с 15 октября по 15 апреля независимо от погодных условий салоны автобусов обогреваются постоянно – с использованием тепла от системы охлаждения двигателя, которое распространяется от конвекторов при открытом кране отопления. Это так называемое сезонное включение контуров отопления салонов автобусов. А при –5 °С и ниже вдобавок начинают работать вентиляторы отопителей.

В электротранспорте салоны обогревают электропечи. Включают их при температуре 0…–5 °С на половину мощности или с интервалом в 30 минут – в зависимости от модели троллейбуса или трамвая. А полностью – опять-таки только при температуре ниже –5 °С. Но при этом водители, как правило, в легкой летней одежде. Значит, у них в кабинах прямо Ташкент! А как же? Рулить должно быть удобно и комфортно, от этого зависит наша с вами безопасность. Поэтому не надо им завидовать. А вот предъявить претензии, что вам холодно с ними ехать, стоит. Потому что иной нерадивый извозчик себе может включить печку, а вам – нет.

Источник

При какой температуре включают отопление в автобусах

«АиФ» разобрался, какие температурные нормы действуют в белорусских салонах и вагонах.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Согласно «Требованиям к условиям пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» в холодный период года вагоны пассажирских поездов должны отапливаться при температуре наружного воздуха ниже плюс 10 градусов. Перед подачей состава на посадку температура воздуха в вагонах должна поддерживаться на уровне плюс 20 градусов, а в пути следования – на уровне плюс 22 градуса. В пассажирских салонах электропоездов, дизель-поездов или автомотрисов температура воздуха в зимнее время года должна быть не менее плюс 11 градусов.

Читайте также:  На какой температуре и сколько стерилизуют банки

Лучше носить маску, чем потом оказаться под аппаратом ИВЛ.

Температура воздуха в летнее время нормируется только для вагонов, имеющих установки кондиционирования воздуха. Согласно нормам при температуре наружного воздуха до плюс 30 градусов температура воздуха в вагонах должна поддерживаться на уровне около 24 градусов тепла.

Но это правило не касается, например, поездов экономкласса, в которых нет кондиционера. Поэтому пассажирам электричек приходится спасаться от жары только с помощью открытых форточек.

НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ

В Беларуси нет нормативных актов, регламентирующих температурный режим в салонах пассажирского транспорта. Однако действует негласное правило: если на улице температура воздуха держится на уровне до -5°C, отопление в салонах автобусов, троллейбусов и трамваев работает на 50%. Если температура за бортом опускается ниже -5°C – на 100%.

При какой температуре включают отопление в автобусах

В осенне-зимний период – с 15 октября по 15 апреля – независимо от погодных условий салоны автобусов обогреваются постоянно – с использованием тепла от системы охлаждения двигателя, которое распространяется от конвекторов при открытом кране отопления. При -5°С и ниже также начинают работать отопительные вентиляторы.

При этом неофициально считается, что комфортная температура в наземном транспорте для пассажиров должна составлять не ниже +15°C. Поддерживать этот температурный режим постоянно практически невозможно из-за того, что двери салона периодически открываются и закрываются. Но в любом случае, если вы замерзли в автобусе, всегда можно обратиться к водителю с просьбой «поддать жару».

В летний период «охладиться» можно только с помощью открытой форточки. Однако в последние годы стали появляться автобусы с кондиционером. Обычно водители включают кондиционеры при температуре окружающего воздуха от +20°С. При этом в салоне с включенным кондиционером температура должна быть порядка плюс 25 градусов. К слову, по инструкции водитель, включая кондиционер, должен оповещать пассажиров о том, что нужно закрыть форточки и вентиляционные люки. Иначе работа кондиционера станет бессмысленной.

При какой температуре включают отопление в автобусах

МЕТРО

В метро также нет строгих норм, регламентирующих температурный режим в вагонах и на платформе: одним холодно, другим – дует. Обычно в столичном метрополитене температура составляет от +12°C до +17°C.

В то же время, по словам представителей ГП «Минский метрополитен», в столичной «подземке» работает автоматическая система контроля параметров воздуха. Она контролирует воздушную среду по пяти потенциально опасным и пяти физическим параметрам, в том числе по температуре, влажности и подвижности воздуха. Температура в метро не должна подниматься выше 28 градусов. При этом обычно даже в самые жаркие дни она не превышает 25 градусов.

Для охлаждения воздуха в метрополитене работают около 130 вентиляторов диаметром около 5 м. По четыре вентилятора установлены на каждой станции, ими оборудованы все перегоны.

Вид транспорта

Минимальная температура в зимний период

Максимальная температура в летний период

Автобус, троллейбус, трамвай

+15°C*

+25°C*

Метро

от +12°C до +17°C*

+28°C*

Электропоезд, дизель-поезд, автомотрис

+11°C

Пассажирский поезд

от +20°C до +22°C

+24°C

* Не регламентировано нормативными документами.

Оставить
комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Источник

По версии экспертов, пассажиры страдают по вине транспортников, которые экономят на техобслуживании «краснобусов»

Фото: Инна Серова

Пассажиры казанских автобусов жалуются, что в них невозможно дышать из-за работающих в салонах обогревателей, которые при 30-градусной жаре за окном греют, как в мороз. Жалобы поступили в «Народный контроль», корреспонденту «Реального времени» — по телефону, а на днях журналист сама попала в автобус, где места рядом с печками были свободны, несмотря на то, что в салоне находились пожилые люди, которым было трудновато стоять. Наш материал — о причинах того, что условием бесперебойного движения автобусов стали включенные печки.

Жаркие дебаты в салонах

— Представляете, на просьбу выключить печку в автобусе 60-го маршрута водитель мне ответил: «Тебе надо — ты и выключай», — поделился читатель «Реального времени» Ринат Назипов. — Дело было 31 августа, за окном было плюс тридцать. И пассажиры буквально плавились. Я позвонил на горячую линию АТП-2 или Комитета по транспорту, уж не помню, сказал, что это просто безобразие и издевательство над нами за наши же деньги. На другой день еду — то же самое, хотя и автобус, и водитель уже другие. Такое впечатление, что эти автобусы с выключенной печкой просто ездить не могут!

В разделе «Народный контроль» на портале госуслуг РТ за последние дни поступили две жалобы на работающие печки — в автобусах №91 и 60. Пассажиры автобуса №91 рассказали корреспонденту «Реального времени», что «это безобразие началось недели две назад — прежде в салонах все было нормально».

Впрочем, на включенные печки летом пассажиры «краснобусов» жаловались и в прежние годы. В основном почему-то в конце весны и в конце лета — начале осени.

Судя по отзывам о работе сотрудников казанских ПАТП, ответ водителя Назипову — вовсе не такой уж и вопиющий случай. На «Народном контроле» есть истории покруче, например, от жителей Дербышек, с которыми водители изъяснялись исключительно матом. Или еще круче, например, о том, как 3 июля кондуктор автобуса 45-го маршрута не только разругался с пассажиркой, но и разбил стекло над ее головой, осыпав немолодую женщину осколками…

Читайте также:  Какую температуру надо сбивать а какую нет

В пресс-службе исполкома ответили, что «в настоящее время в автобусах система отопления отключена». Фото Романа Хасаева

«Система отключена, но автобусы осмотрят»

За разъяснениями, почему автобусы «не могут ездить с выключенной печкой», «Реальное время» обратилось в пресс-службу Казгорисполкома и в Ассоциацию автотранспортных предприятий РТ. В пресс-службе исполкома ответили деловито лаконично:

— В настоящее время в автобусах система отопления отключена, так как нет необходимости в обогреве салона. Однако учитывая обращения граждан, принято решение провести дополнительный осмотр подвижного состава.

Председатель Ассоциации АТП РТ Сергей Темляков ответил следующее:

При какой температуре включают отопление в автобусах— Работающие горячие печки в автобусе в жару — это миф, — заявил он. — Каждый день в Казани на маршруты выходят более 800 автобусов. Каждый день на общественном транспорте до места назначения добираются более 800 тысяч пассажиров. На портале госуслуг в августе появилось две жалобы на якобы работающие печки. По 60-му маршруту: к водителю подходил мужчина, утверждал: в салоне жарко. При этом он был в свитере и куртке. Больше водителю в этот день никто не сообщал, что в салоне жарко. На улице в этот день действительно было жарко, поэтому и в салоне автобуса было жарко. Этому пассажиру, видимо, было жарко вдвойне! Надо одеваться по погоде и не наводить напраслину на водителя автобуса!

Темляков также добавил, что «по 91-му маршруту обращений от пассажиров к водителю в этот день вообще не было».

И в заключение призвал наше издание «развенчивать городские мифы», решительно не поверив в переданное ему корреспондентом сообщение пассажиров, что печки в салонах автобусов 91-го маршрута жарят уже не один день, а как минимум две недели.

Занимательная автомеханика

— Включить отопление из кабины в теплое время водитель сам не может, — утверждает Темляков. — Когда наступает жаркая погода, техническая служба предприятия отключает доступ, что называется, «перекрывает краник». Когда наступает холодный период, техническая служба восстанавливает функцию обогрева салона автобуса. Сейчас теплая погода, работы по восстановлению функции обогрева салонов автобусов технической службой на казанских предприятиях не проводились.

Принцип отопления в автобусах действительно таков: охлаждающая двигатель жидкость (тосол) может ходить по малому кругу (только через радиатор охлаждения) либо по большому (через радиатор охлаждения и отопительные приборы в салоне). Во втором случае в салон из печек поступает нагретый воздух.

В руководстве по эксплуатации автобусов МАЗ говорится, что «Обогрев салона производится естественной конвекцией от отопителей и конвекторов салона при открытом кране отопления салона 7 (рис. 4.1.5.1)», аналогичные действия предусмотрены и для включения отопления в салоне автобусов НЕФАЗ. Этот самый кран как раз открывает путь охлаждающей жидкости в «большой круг». А именно эти две марки автобусов эксплуатируются в Казани. И ни в тех, ни в других автобусах при перекрытых кранах отопления из салонных печек горячий воздух ну никак пойти не может!

«Есть вариант, что по утрам было холодно, люди мерзли и просили включить отопление», — предположил замдиректора казанского ООО «Байлык» Владислав Люлин

Версия №1: отопление включили по просьбе пассажиров

— Есть вариант, что по утрам было холодно, люди мерзли и просили включить отопление, — предположил замдиректора казанского ООО «Байлык» Владислав Люлин, к которому «Реальное время» обратилось за разъяснениями как к эксперту. — В итоге с утра слесари открыли краны, пустили охлаждающую жидкость по большому кругу, а днем, когда стало жарко, уже ничего изменить было нельзя — такие работы можно провести только в автопарке. И даже если печка выключена и вентилятор в ней не работает, трубы, которые к ней подходят, остаются горячими, ведь помпа гонит по ним нагретую охлаждающую жидкость. При этом во время движения горячий воздух поступает в салон самотеком, и у пассажиров может возникнуть ощущение, что печка включена.

Есть и еще одна причина работы печек в жару. По словам Люлина, водитель может включить печку, если у него плохо работает система охлаждения, — чтобы не перегревался двигатель. В ООО «Байлык», подчеркнул он, такое категорически запрещено — это вредно для двигателя и других механизмов.

Техобслуживание, говорит автомеханик, предполагает промывку-прочистку всех патрубков, трубочек и радиатора охлаждения, куда во время эксплуатации набиваются пыль, грязь, накипь. Фото Максима Платонова

Версия №2: экономия на тосоле и техобслуживании

— Запросто могут включать печку в борьбе с перегревом! — считает автомеханик одного из казанских ПАТП, который по понятным причинам попросил не афишировать его имя. — Это бывает в двух случаях. Во-первых, если водитель сэкономил на тосоле. Охлаждающая жидкость дорогая — вот и разбавляют, а то и вовсе заменяют ее наши умельцы водой. Вода ничего не стоит, но в ней при нагреве образуется накипь, которая забивает патрубки и радиатор охлаждения. А когда радиатор работает на одну треть или наполовину, охлаждение не обеспечивается, двигатель перегревается — и включенная печка становится единственным выходом. Во-вторых, автобусы должны регулярно проходить полноценное техобслуживание, а у нас ТО часто сводится к замене масла.

Техобслуживание, говорит автомеханик, предполагает промывку-прочистку всех патрубков, трубочек и радиатора охлаждения, куда во время эксплуатации набиваются пыль, грязь, накипь. А без этого — смотри выше — радиатор работает наполовину…

Читайте также:  Какая температура должна поддерживаться в родильном блоке

Вишенкой на торте служат жалобы, поступившие от пассажиров в «Народный контроль» в прошлые годы. Фото: rt.rbc.ru

«В системе отопления салона автобуса не были закрыты краны»

И версия № 1, и версия № 2а выглядят технически и экономически убедительными — в отличие от заявления, что «гражданин в свитере» возвел напраслину на водителя из-за перенесенного по собственной дури теплового удара. А вишенкой на торте служат жалобы, поступившие от пассажиров в «Народный контроль» в прошлые годы, которые, как следует из ответов исполкома Казани, при проверках получили полное подтверждение.

Например, 10 июля 2019 года Марина Б. написала: «Уважаемые, почему в июле в автобусах включены печки? Ехать невозможно! Например, автобусы 2 и 47. Они неисправны? Нужно починить». И исполком процитировал ей ответ, полученный из ПАТП-4: «С бригадами маршрутов №2 и 47 проведена разъяснительная работа и дополнительный инструктаж по правилам перевозки и культуре обслуживания пассажиров».

А 6 июля прошлого года поступило обращение от Натальи З., ехавшей автобусом по маршруту №43: «В салоне автобуса работала печка. На просьбу выключить печку кондуктор ответил, что она не отключается. Прошу проверить техническое состояние данного автобуса». И состояние проверили! А в ПАТП-4 сообщили: «Автобус гар. №810 направлен на техническую комиссию, где выяснилось, что в системе отопления салона автобуса не были закрыты краны, нарушение устранено».

Если учесть менталитет наших людей, которые в большинстве своем не склонны тратить жизнь на жалобы, то несколько жалоб каждый год — это не миф, а самое что ни на есть весомое подтверждение того, что проблема существует. И годами не решается.

Инна Серова

БизнесТранспортУслугиОбществоВластьИнфраструктура Татарстан Исполнительный комитет города КазаниАссоциация Автотранспортных Предприятий Республики ТатарстанБайлык 3Пассажирское автотранспортное предприятие №4

Источник

Куда обращаться, если при минусовой температуре на улице в салоне общественного транспорта очень холодно?

13 января 2014. Отопление в общественном транспорте. Граждане, которые в своей повседневной жизни используют городской пассажирский транспорт, наверняка сталкивались с тем, что при сильных морозах в салонах автобусов и троллейбусов немногим теплее, чем на улице. Нередко разминаясь и прыгая на остановке, чтобы согреться в ожидании нужного транспорта, надежды на то, что во время поездки станет теплее, рушатся с заходом в салон. Так было и в минувшие новогодние праздники, когда ударили 30-градусные морозы.

Надежда Омельченко, жительница микрорайона Филейка:
— 7 января мне пришлось ехать в автобусе № 61. После такой поездки долго не могла согреться. Особенно замерзли ноги.

Согласно «Правил пользования автобусами и троллейбусами в городе Кирове» водитель пассажирского транспорта обязан в холодное время года включать отопление. Правда, минимальная температура в документе не оговаривается. Зато она оговорена ГОСТом 50993-96, где указано значение температурных параметров при определенной температуре за окном. В соответствии с документом, температура в салоне автобуса, когда на улице минус 25 °С, должна быть не ниже +15 °С.

В то же время в ОАО «Автотранспортное предприятие» пояснили, что специальные датчики и оговоренные нормы, какая должна быть температура, отсутствуют. Водитель обязан следить за температурой в транспорте — это однозначно, но насколько тепло должно быть в салоне при тех или иных условиях — конкретных цифр нет. К тому же в холода обогреть салон автобуса, а особенно троллейбуса, довольно сложно.

Есть что сказать? Обсуди на «Город Киров.RU»

Анатолий Криволапов, заместитель директора по эксплуатации и ремонту автобусного парка ОАО «АТП»:
— В автобусах и троллейбусах установлены отопители — сикоры. Но «протопить» в минус 30 °С — это очень проблематично. К тому же, если в больших автобусах сикоры хорошо функционируют, то в ПАЗиках ситуация складывается несколько хуже. Более того, во время движения часто открываются двери на остановках. В морозы достаточно 1 минуты, чтобы температура упала и в салоне стало заметно холоднее. К тому же сикоры в троллейбусах и автобусах работают по-разному. В первых обогреватель электрический, и он зачастую не справляется. Поэтому граждане любят садиться в морозы в автобусы — в них теплее. Нужно сказать, что троллейбусы потребляют на обогрев очень много электроэнергии. Если автобус тратит примерно 30 литров солярки, то троллейбус около 19 киловатт электроэнергии в час.

В то же время экономить на пассажирах запрещено. Поэтому при столкновении с такой ситуацией можно писать жалобу. Ответственность за отопление в общественном транспорте несут сами перевозчики. И, по словам Анатолия Криволапова, жалобы уже были. В основном на холод в троллейбусах. Для того, чтобы предприятие провело проверку, пассажиру необходимо написать обращение.

Анатолий Криволапов:
— Мы рассмотрим обращение, проведем проверку и выясним, действительно ли сикора во время движения в мороз была выключена. Ведь на нее есть списания. Сикора потребляет отдельно дизельное топливо. Поэтому я буду разбираться. И если обнаружится, что водитель не включал обогреватель, он будет наказан.

Сейчас, когда за окном минус 5-10°С, пассажиры не сильно переживают, что могут замерзнуть в общественном транспорте по пути на работу или учебу. Но в начале февраля, если верить прогнозу погоды, за окном вновь будет до минус 30°С.

Фото:i.kp.ua

Источник