У ребенка тяжелое дыхание без температуры

У ребенка тяжелое дыхание без температуры thumbnail

Когда дыхательные пути в нормальном состоя­нии, ребенок дышит бесшумно и без усилий. Когда нарушается их проходимость, при дыха­нии может появляться высокий звук, так как воздух через суженные дыхательные трубки проходит с усилием. Хрипами называются звуки, возникающие при вдохе и выдохе ребенка через суженные дыхательные пути. Нарушение проходимости дыхательных путей может наступить из-за отека, вызванного инфекцией, инородным телом, воспалением и спазмом мышц бронхов при астме. Иногда грубый хрип слышен только на вдохе: это может быть симптомом крупа. Такой хрип называется стридором (см. Помощь при крупе).

Хрипы у ребенка могут появиться внезапно, когда в дыхательные пути попало инородное тело. Небольшие хрипы могут сопровождаться ОРВИ. Если появились хрипы при дыхании, немедленно обратитесь к врачу.

Хрипы часто встречаются у детей до 3 лет. Поскольку их дыхательные пути мельче, нарушение проходимости при спазме мышц бронхов, воспалении и отеке слизистой оболочки и накоплении секрета возникает легче, чем у более старших детей. Заболевания дыхательных путей могут провоцироваться загрязнением воздуха, в том числе сигаретным дымом. Если кто-либо в семье курит, вы должны настоять, чтобы никто не курил в доме.

Полный список симптомов (более 70), при которых требуется помощь детского врача, можно посмотреть здесь.

Изложенные в справочнике материалы носят рекомендательный характер и не заменяют собой консультацию у врача!

Записаться на прием или вызвать детского врача на дом можно по телефонам Центра в Москве:

ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС

ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА

ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ

У ребенка грудного возраста довольно громкие хрипы слышны, только когда он вдыхает? Он ест и растет нормально?

Норма

Если ребенок ест, спит и растет нормаль­но, шумное дыхание просто показывает, что ткани дыхательных путей еще достаточ­но эластичны. Такое шумное дыхание должно пройти к 1,5 годам, когда хрящи гортани (дыхательного горла) станут более плотными. Тем не менее обратите на шумное дыхание ребенка внимание детского врача при очередном осмотре

У ребенка также насморк или кашель?

Простуда (ОРВИ)

Вызовите детского врача. Давайте обильное питье, создайте ребенку комфорт (см.также Насморк у ребенка)

Ребенок младше одного года? У него кашель, который продолжается 2 часа или более? В последние день-два он простужен? Учащенное и затрудненное дыхание? Он отказывается есть? Раздражителен?

Бронхиолит – заболевание, обычно вирусное, поражающее самые мелкие бронхи

Вызовите «неотложную помощь». Если диагноз подтвердится, возможно, потребуется госпитализация

Ребенок часто кашляет? Бывают приступы затруднения дыхания, особенно ночью или при физической нагрузке? В семье кто-либо страдает астмой или аллергией?

Астма

Запишитесь на прием к детскому врачу. Он осмотрит ребенка и назначит необходимые обследо­вания; в зависимости от результатов посоветует лечение (см. также Если у ребенка астма)

У ребенка затрудненный вдох, удушье? Отрывистый сухой кашель, который напоминает лай собаки; охриплость голоса? Повышенная температура? Симптомы усиливаются ночью?

Круп – затруднение дыхания, вызванное воспалением и сужением просвета верхних дыхательных путей

Хотя большинство приступов может быть снято домашними средствами (см. Помощь при крупе), если начался приступ, вызовите «неотложную помощь». До прибытия врача отведите ребенка в ванную, закройте дверь, напустите в ванну горячей воды, чтобы образовался пар, Пусть ребенок подышит увлажненным воздухом. Закапайте в нос нафтизин. Если состояние не улучшается, дайте ребенку подышать прохладным ночным воздухом

У ребенка внезапно появились затруднение дыхания, хрипы?

Инородное тело в дыхатель­ных путях (чаще всего встречается у детей от 6 месяцев до 2 лет)

Это неотложное состояние. Вызови­те «скорую помощь»; мероприятия первой помощи – см. Остановка дыхания)

Дыхание учащенное, хрипы, сильный кашель? Повышена температура до 38,3 оС или более? Ребенок плохо себя чувствует? При вдохе втягиваются межреберные промежутки?

Пневмония

Срочно вызовите детского врача, он поставит диагноз и назначит лечение. Может потре­боваться госпитализация (см. Затруднение дыхания, Кашель)

Ребенок во сне храпит? Каждое утро просыпается раздраженный? Он часто дышит ртом, так как нос зало­жен? Быстро устает? Говорит в нос? У него частые просту­ды и отит?

Увеличение аденоидов; аллергия

Обратитесь к педиатру, он осмотрит ребенка, чтобы выявить увеличение аденоидов (см. также Насморк у ребенка, или аллергическое заболевание), назначит лечение

Источник

Без дыхания невозможна жизнь. Врач любой специальности при осмотре пациента обращает внимание на его дыхание, ведь при многих заболеваниях его функции нарушаются. Взрослый человек легко определяет, что у ему тяжело дышать, а вот заметить это у ребенка в первую очередь могут именно родители. В этой статье мы поговорим об одышке у детей и ее возможных причинах.

Одышка: что это такое?

Что понимается под одышкой? Это увеличение частоты или глубины дыхания, при котором человек чувствует, что ему не хватает воздуха.

Ошибочно считать, что одышка бывает только у пожилых людей. На самом деле этот симптом встречается у каждого, и далеко не всегда он говорит о проблемах со здоровьем.

Конечно, не каждый ребенок может сказать о том, что ему не хватает воздуха. Однако грамотное наблюдение за ним поможет сделать правильные выводы.

Есть еще термин «тахипноэ», который обозначает увеличение частоты дыхания, однако чувства нехватки воздуха при этом не отмечается.

Читайте также:  У ребенка очень сильно болит горло без температуры

Тахипноэ может сопровождаться одышкой, а может и нет.

Как часто дышат дети?

Чтобы можно было адекватно оценить функцию дыхания у ребенка, необходимо знать некоторые ее нормальные характеристики. Так, важным критерием является частота дыхания. Чем старше ребенок, тем реже он дышит.

  • Чаще всего дышат новорожденные крохи: с частотой от 40 до 60 вдохов в минуту. Далее с каждым месяцем частота дыхания постепенно снижается.
  • К году число вдохов составляет примерно 30-32 в минуту.
  • Двухлетний малыш дышит с частотой 26-30 в минуту, четырехлетний – 25-26 в минуту.
  • Дети старшего дошкольного возраста делают не более 25 вдохов в минуту.
  • У восьмилетнего ребенка этот показатель равен 22-24.
  • К 10 годам частота дыхания составляет 20-22 в минуту, к 12 годам – 18-20 в минуту.
  • После 14 лет частота дыхания постепенно приближается к норме взрослого человека и составляет 16-18 вдохов в минуту.

Одышка у здорового ребенка

Бывает ли одышка у здоровых людей? Конечно, ведь основная функция дыхания состоит в том, чтобы вовремя доставить кислород в достаточном количестве в каждую клеточку тела и вывести из всех клеток ненужный углекислый газ. Бывают ситуации, при которых здоровый организм вынужден часто дышать, чтобы не пострадать от нехватки кислорода. Это случается и со взрослыми, и с детьми.

В каких ситуациях возможно появление одышки у здорового человека?

  • Подъем в горы: воздух становится разреженным (в нем мало кислорода), поэтому дышать приходится чаще.
  • Физическая нагрузка: в этот момент клеткам нужно больше кислорода.
  • Выраженное беспокойство, плач, истерики (по большей степени это касается младенцев): потребности в кислороде возрастают.
  • Сдавление грудной клетки извне, из-за чего невозможно нормально и глубоко вдохнуть (так ощущает себя человек под завалами).
  • Беременность: большой живот поджимает диафрагму и легкие, что препятствует глубокому вдоху.

При каких патологиях встречается одышка?

Это случается в тех ситуациях, когда организм страдает от нехватки кислорода при нарушении функции внешнего дыхания, а также при патологиях системы крови и кровообращения:

  • насморк (особенно тяжело переносится грудничками);
  • скопление мокроты в верхних дыхательных путях (фарингит, ларингит, трахеит);
  • воспалительный процесс в нижних дыхательных путях (бронхит, пневмония);
  • бронхиальная астма (помимо воспаления возникает спазм бронхов);
  • инородное тело в органах дыхания;
  • пороки сердца;
  • анемия (как хроническая, так и остро возникшая).

Большая часть патологических состояний, перечисленных выше, протекает остро. Но бывают и хронические заболевания, сопровождающиеся одышкой. Например, бронхиальная астма. При данном заболевании очень важно вести дневник самоконтроля и отслеживать динамику процесса.

При пороках сердца, других хронических заболеваниях сердечно-сосудистой системы, при нехватке гемоглобина компенсаторно возрастает частота и глубина дыхания, чтобы насытить кровь столь важным кислородом.

Кстати, при любых инфекционно-воспалительных процессах, которые сопровождаются повышением температуры тела, может появиться одышка. Даже если при этом не страдает дыхательная система.

Одышка бывает инспираторная (сложно вдохнуть), экспираторная (сложно выдохнуть) и смешанная (затруднен, как вдох, так и выдох).

Важно!

Вдох затрудняется при патологическом процессе в верхних дыхательных путях, а выдох – при поражении нижних дыхательных путей.

Как заметить, что ребенку тяжело?

При некоторых заболеваниях, сопровождающихся одышкой, ребенку необходима экстренная медицинская помощь. Могут ли родители сами определить, что ребенку действительно тяжело? Особенно это актуально для малышей, ведь у них при многих заболеваниях состояние ухудшается гораздо быстрее, чем у детей старшего возраста.

  • Необходимо раздеть ребенка и посмотреть, как он дышит.
  • Важно подсчитать частоту дыхательных движений в минуту и сравнить с нормальными значениями для данного возраста. Считать нужно именно минуту, не меньше.
  • Затем важно оценить, участвует ли вспомогательная мускулатура в акте дыхания. У детей это сопровождается втяжением нижней апертуры грудной клетки, межреберных промежутков, межключичной ямки, мечевидного отростка грудины. У младенцев может отмечаться раздувание крыльев носа, дыхание с открытым ртом.

Если такие признаки есть, то необходимо как можно скорее вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

Также родители могут обратить внимание на кашель, свистящее дыхание, изменение цвета кожи ребенка. Эти признаки тоже являются теми симптомами, при которых ребенка нужно как можно скорее показать врачу.

Прибывший врач оценит состояние ребенка, назначит необходимое обследование и лечение. При необходимости ребенок будет госпитализирован.

Одышка и COVID-19 у детей

На фоне неблагоприятной эпидемиологической обстановки в стране напрашивается вопрос: может ли возникновение одышки у ребенка быть признаком новой коронавирусной инфекции? Ведь это один из ведущих симптомов данной инфекции у взрослых.

На сегодняшний день накоплен определенный опыт по ведению детей, столкнувшихся с коронавирусной инфекцией. Доказано, что дети болеют реже, чем взрослые.

Как правило, COVID-19 протекает у них в менее тяжелых формах. Из симптомов преобладают повышение температуры тела, боли в горле, чихание, кашель, боли в мышцах, слабость.

Одышка бывает нечасто, вирусная пневмония тоже регистрируется редко.

По данным американских исследователей, лишь 13% пациентов детского возраста сообщили об одышке при коронавирусной инфекции, по сравнению с 43% пациентов в возрасте 18-64 лет.

В США у детей с COVID-19 госпитализация в стационар потребовалась только 1,6- 2,5%, однако реанимационная помощь им не потребовалась.

Читайте также:  Ребенку 4 года болит голова без температуры что

Тем не менее, стоит помнить о том, что ребенок может заболеть сочетанной инфекцией (встретиться не только с коронавирусом, но и другими возбудителями), которая протекает более тяжело.

Кроме того, есть категория детей, которые относятся к группе риска по развитию осложнений от COVID-19: онкобольные, дети с пороками сердца, пациенты с иммунодефицитами, с хроническими заболеваниями легких, с сахарным диабетом и другими проблемами.

Поэтому стоит быть предельно внимательными к каждому заболевшему ребенку и ни в коем случае не заниматься самолечением, даже если на первый взгляд его жизни ничего не угрожает.

Пройдите тестЗдоровье ваших легкихОтветив на вопросы теста, вы узнаете, подвержены ли одному из самых распространенных недугов курильщиков – хронической обструктивной болезни лёгких (ХОБЛ).

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

Дыхательная недостаточность у ребенка – это состояние, при котором возникает дисбаланс газового состава крови: дефицит кислорода на фоне избытка углекислоты. Поддержание нормального газообмена при развитии дыхательной недостаточности (ДН) обеспечивается за счет интенсивной работы аппарата дыхания, сердца, что быстро приводит к истощению компенсаторных сил организма. ДН может протекать в острой или хронической форме, проявляется одышкой, цианозом, тахикардией, неврологической дисфункцией. Диагностика основана на физикальном обследовании, изучении газов крови, спирометрии. Лечение комплексное, включает устранение этиологического фактора, восстановление газообмена.

Общие сведения

В широком понимании дыхание объединяет несколько процессов: внешнее дыхание, обмен газов на уровне альвеол, тканевое дыхание. Нарушение на любом из этапов приводит к развитию дыхательной недостаточности. ДН у ребенка ‒ очень актуальная проблема в педиатрии, занимает ведущее место в структуре летальности детей первых лет жизни. Это самая частая причина госпитализации в отделение детской реанимации и интенсивной терапии. Заболеваемость респираторным дистресс-синдромом, связанным с разными причинами, составляет 1,5-13 случаев на 100 000 человек в год. У недоношенных детей частота ДН при рождении достигает 20%-80%.

Дыхательная недостаточность у ребенка

Дыхательная недостаточность у ребенка

Причины

Причин дыхательной недостаточности у ребенка большое множество. Не всегда они связаны именно с заболеваниями респиратоного тракта. Для удобства понимания этиологические факторы принято делить на две большие группы:

  1. Внелегочные. Включают патологии ЦНС, которые приводят к депрессии дыхательного центра (асфиксия, внутричерепное кровоизлияние), неврозы с респираторным компонентом, паралич дыхательной мускулатуры. Также среди причин ‒ травмы и повреждения грудной клетки, плевры, обструкция трахеи инородными телами. ДН характерна для пороков сердца, генерализованных аллергических реакций.
  2. Легочные. К таким поражениям принадлежат инфильтративно-воспалительные заболевания бронхо-легочного тракта (бронхит, пневмония), застойные явления (шоковое легкое). К данной категории относятся болезни, связанные с уменьшением альвеолярной вентиляции: аплазия и гипоплазия легкого, резекция доли или всего органа, сдавление извне. Для неонатального периода типична ДН при болезни гиалиновых мембран, мекониальной аспирации.

Патогенез

Независимо от причины развития дыхательной недостаточности у ребенка, в основе лежат 2 нарушения: уменьшение напряжения О2 в крови (РаО2) и повышение содержания углекислого газа (РаСО2). Вначале организм компенсирует кислородное голодание путем усиления работы внешнего дыхания, развития одышки. Дополнительный поток кислорода поступает за счет учащения дыхательных движений, усиления физической работы респираторной мускулатуры.

Со временем запасы энергии истощаются, поступление О2 и его транспорт эритроцитами снижается, развивается гипоксемия. Как следствие, кислород недополучают ткани организма – формируется гипоксия. По мере нарастания гипоксии состояние входит в стадию декомпенсации: угнетается функции нервной, дыхательной системы, сердца и сосудов. Наряду с гипоксемией избыток СО2 (гиперкапния) оказывает токсическое влияние на системы и органы, усугубляя симптомы дыхательной недостаточности.

Классификация

Существует несколько вариантов классификации ДН по разным критериям: скорости развития, этиопатогенетическим механизмам, длительности течения, газовому составу крови. Клинически имеет значение выделение острой и хронической форм, стадий течения. Представленная классификация дыхательной недостаточности часто применяется на практике, так как влияет на выбор тактики терапии:

1. По этиологии:

  • Обструктивная. Появляется при нарушении прохождения струи воздуха по респираторному тракту из-за попадания инородных тел в бронхи, бронхообструкции, обтурации просвета слизью, меконием, прорастающей опухолью.
  • Рестриктивная. Сопровождает заболевания, связанные с ограничением подвижность ребер, ткани легкого и плевры. Встречается при плеврите, пневмосклерозе, пневмо- и гидротораксе, тяжелой степени сколиоза.
  • Смешанная. Сочетает в себе признаки обоих этиологических типов, с преобладанием одного из них. Как правило, формируется на фоне длительно текущих кардиальных нарушений.

2. По патогенезу:

  • Гипоксемическая (паренхиматозная). Развивается из-за нарушения альвеолярно-капиллярной диффузии при тяжелых поражениях паренхимы легких: пневмония, кардиогенный шок. Характерно снижение pO2, которое плохо корректируется кислородотерапией.
  • Гиперкапническая (вентиляционная). Формируется при нарушенной механике дыхания – депрессия центра дыхания в ЦНС, утомляемость дыхательных мышц, дефектах костно-мышечной системы грудного отдела. Относительное уменьшение pO2 происходит на фоне повышения рСО2.

Симптомы ДН у детей

Острая ДН

Клиническая картина дыхательной недостаточности объединяет симптомы основной патологии, изменения внешнего дыхания, системные проявления. Изменения общего состояния ребенка характеризуются потливостью, чувством тревоги, страха, отказом от груди у младенцев. Со стороны ЦНС может быть нарушение сознания, синдром угнетения либо гипервозбудимости. О вовлечении сердечно-сосудистой системы свидетельствует нарушение ритма в различных формах, падение или нестабильность АД.

Респираторные расстройства имеют несколько типичных симптомов: раздувание крыльев носа, изменение дыхательных движений (диспноэ), шумный, свистящий выдох или стон. Диспноэ представлено вариантами:

  • учащение (тахипноэ),
  • урежение (брадипноэ),
  • остановка дыхания (апноэ).
Читайте также:  У ребенка высыпание на спине чешется без температуры

Для компенсации характерно усиление работы дыхания, для декомпенсации – истощение, апноэ. Нарастание гипоксемии проявляется синюшностью кожных покровов и слизистых оболочек разной степени: акроцианоз – синеют кончики пальцев, периферический цианоз – дистальные отделы конечностей, центральный цианоз – слизистые, вся поверхность тела.

Степени ДН

По совокупности симптомов у ребенка выделяют несколько степеней дыхательной недостаточности.

  • При первой степени одышка развивается после значительной физической нагрузки.
  • Вторая степень характеризуется тахипное и появлением легкого цианоза после обычной нагрузки, сосания груди.
  • Третья степень – это выраженная клиника ДН, разлитой цианоз, присоединение неврологической симптоматики.
  • Четвертая степень – самая тяжелая: сознание нарушено вплоть до комы, кислородозависимость абсолютная, дыхание аритмичное, поверхностное.

Хроническая ДН

Особенностью хронической формы дыхательной недостаточности является то, что клиника развивается постепенно, обычно при обострении основной болезни, физическом перенапряжении. Организм ребенка с хронической дыхательной недостаточностью быстро запускает механизмы долговременной компенсации, поэтому тяжесть ДН редко прогрессирует до 3-й, 4-й стадии. У ребенка развиваются типичные признаки длительной гипоксии: пальцы в виде «барабанных палочек», темные круги под глазами, бочкообразная грудная клетка, гипертрофия межреберных мышц.

Осложнения

Дыхательная недостаточность ‒ состояние неотложное, угрожающее жизни ребенка. Неверное или позднее оказание первой помощи приводит к летальному исходу, необратимым изменениям ЦНС, лейкомаляции. Хроническая гипоксемия осложняется легочной гипертензией, недостаточностью кровообращения по правожелудочковому типу. При развитии тканевой гипоксии компенсаторно увеличивается содержание эритроцитов в периферической крови, что приводит к полицитемии, усиленному тромбообразованию и, как результат, – к инсультам, инфарктам внутренних органов.

Диагностика

На этапе первичной консультации, если позволяет состояние больного, врач собирает анамнез заболевания, жалобы родителей или ребенка. Выясняют связь дыхательной недостаточности с предполагаемой причиной, наличие хронических патологий, врожденных пороков. Алгоритм дальнейшего обследования включает:

  • Физикальный осмотр. Оценку состояния проводит врач-педиатр или детский анестезиолог. Определяется уровень сознания, цвет кожи (цианотичность, бледность), участие брюшного пресса, надключичных и межреберных областей в акте дыхания, подсчет частоты дыхания. Аускультативно над легкими прослушивается ослабление шумов.
  • Пульсоксиметрия. SpO2 (сатурация) на правой руке при дыхательной недостаточности падает ниже 95%. Уровень менее 90% считается критическим. ЧСС изменяется при третьей-четвертой степени ДН.
  • Газовый состав крови. Для респираторных расстройств характерно PaO2 на уровне 80-60 и ниже, РаСО2 менее 35-38 или более 90 мм.рт.ст., рН крови при дыхании атмосферным воздухом падает до 7,2 и меньше.
  • Рентгенография органов грудной полости. На снимке определяется усиление или обеднение легочного рисунка, при пневмонии – очаговые инфильтраты, при кардиальных пороках – изменение формы и положения сосудистого пучка, тени сердца.
  • Спирометрия. Проводится детям старше 5 лет. В пользу обструктивной ДН говорит снижение ОФВ1/ФЖЕЛ, нормальная ФЖЕЛ, рестриктивной – уменьшение ФЖЕЛ. При смешанной форме отмечается снижение ЖЕЛ, ОФВ1/ФЖЕЛ, ОФВ1.

Лечение дыхательной недостаточности у детей

Неотложная помощь

Детям с тяжелой степенью дыхательной недостаточности, приведшей к нарушению витальных функций, проводятся реанимационные мероприятия. Комплексом базовой реанимации должен владеть врач любой специальности. Реанимация проводится по принципу АВС, где

  • А (Airway) – восстановление проходимости респираторного тракта,
  • В (Breathing) – подача воздуха методом искусственной вентиляции,
  • С (Circulation) – непрямой массаж сердца.

Если есть данные о попадании в рото-, носоглотку инородного предмета, то для его эвакуации проводят прием Геймлиха.

Дыхательная поддержка

Для восстановления нормального РаО2 нужно обеспечить поступление кислорода в альвеолы. Для этого используют воздушно-кислородную смесь с различными концентрациями О2. Существует ряд методов, позволяющих доставить смесь в трахео-бронхиальное дерево:

  • Оксигенотерапия. Увлажненный кислород подается свободным потоком через носовые канюли или кислородную палатку. Метод приемлем для детей в сознании, с незначительными отклонениями SpO2. Нужно выбрать минимальную концентрацию оксигена, которая позволяет удерживать стабильные цифры сатурации выше 95%.
  • СДППД (спонтанное дыхание с постоянным положительным давлением). Применяется у пациентов с самостоятельным дыханием, в качестве вспомогательной вентиляции. Поток обогащенного воздуха подается под определенным давлением через назальную маску или канюли.
  • ИВЛ. Искусственная вентиляция легких полностью замещает внешнее дыхание. ИВЛ показана в ситуациях, когда дыхание отсутствует или не способно поддерживать адекватный уровень оксигенации. Ребенку проводится интубация трахеи, согласно возрасту и состоянию подбирается режим и параметры вентиляции.

Медикаментозная терапия

Главный принцип лечения дыхательной недостаточности – устранение причины. В зависимости от течения основного заболевания используются группы препаратов:

  • антибиотики из ряда полусинтетических пенициллинов, цефалоспоринов, аминогликозидов; назначаются при инфекционно-воспалительных патологиях;
  • муколитики для разжижения и эвакуации мокроты;
  • диуретики показаны при сердечной недостаточности;
  • растворы для инфузии применяются для профилактики дегидратации, поддержания стабильного АД;
  • растворы микроэлементов вводятся при электролитных расстройствах или с целью их предупреждения;
  • глюкокортикостероиды в виде ингаляций или системного приема с противоотечной и противовоспалительной целью;
  • бронходилятаторы местно или перорально при обструктивном синдроме.

Прогноз и профилактика

Прогноз при ДН зависит от этиологии, степени гипоксии и/или ишемии, возраста ребенка, своевременности оказанной помощи. Прогноз для тяжелой дыхательной недостаточности без проведения ИВЛ неблагоприятен, угрожаем по гибели пациента, со своевременной респираторной поддержкой – условно благоприятен, возможно развитие осложнений. Специфической профилактики респираторной недостаточности не существует. Для детей с хроническими заболеваниями дыхательного тракта, нервной системы важно получение адекватной терапии основной патологии.

Источник