В какую температуру могут работать беззеркальные фотоаппараты

NIKON D5300 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 500, F5.6, 1/80 с, 27.0 мм экв.
Зима – время особенной, ледяной красоты. Многие народы мира ее лишены, тогда как россияне одарены ею с лихвой. Снег, изморозь, иней – всё это может стать прекрасным сюжетом для фото. Один и тот же пейзаж летом и зимой может измениться до неузнаваемости. Русская зима славится своими суровыми морозами. Поэтому у фотографов часто возникают вопросы: а безопасны ли для фототехники отрицательные температуры? Сразу стоит сказать, что производители вполне конкретно указывают диапазон рабочих температур своих изделий. Его можно найти и в характеристиках, и в инструкции к фотоаппарату. Обычно это от 0 до +40°C. То есть о съемке в мороз речи не идет. Однако фотографы без особых проблем снимают при минусовых температурах, просто соблюдая некоторые правила предосторожности. Как сохранить фотоаппарат при съемке зимой? Как побороть основные технические сложности? Об этом – в нашем уроке.
До какой температуры безопасно снимать?
В старых пленочных фотоаппаратах частенько при съемке в мороз густела смазка и их заклинивало. Автор статьи так однажды сломал фотоаппарат “Зенит”. С современными камерами, к счастью, такого не происходит. Люди снимают даже при -50°C и ниже, но полной работоспособности при таких температурах гарантировать не может никто. Я использовал фотоаппарат при температуре -35°С, и он, и я при этом выжили, соблюдая указанные ниже советы.
1. Оденьтесь хорошо
Безопасность при съемке во многом зависит от вашего комфорта. Лишний стресс от замерзших, не слушающихся рук и риск обморожения не пойдет на пользу ни вам, ни фотоаппарату. Одевайтесь на съемку в мороз не просто тепло, а очень тепло. Ведь вы будете проводить много времени на улице, а не просто бегать из автобуса в метро или из машины в магазин, как обычно передвигаются люди в городе зимой.
Обязательно необходима теплая обувь, головной убор и перчатки (варежки). Особое внимание уделите утеплению рук. Замерзшими руками крайне неудобно нажимать на кнопки, проводить мелкие манипуляции. Идеальным вариантом при съемке в небольшой “минус” будут тонкие флисовые перчатки, в которых можно нажимать кнопки на фотоаппарате. В случае сильного мороза поверх тех же тонких перчаток можно надеть еще и варежки, снимая их и оставаясь в тонких перчатках непосредственно в момент съемки. А вот всякие перчатки с обрезанными пальцами посоветовать не могу: они не греют самые мерзнущие места – кончики пальцев.
2. Главный враг – влага
Больше всего аппарат боится не столько мороза, сколько перепадов температуры, особенно из “минуса” в “плюс”. При этом на камере и внутри нее может конденсироваться влага, что приводит к замыканию и серьезной поломке (примерно как и утопление камеры в воде). Как этого избежать? Имейте при себе фотосумку. Прячьте в нее фотоаппарат, когда не пользуетесь им. Когда мы приходим с мороза в тепло (домой, в транспорт), не стоит тот же час доставать камеру, не стоит даже открывать сумку с ней! Пусть камера отлежится в закрытой сумке часок-другой и медленно согреется. Это легко защитит камеру от поломки. А вот под теплую одежду фотоаппарат прятать не стоит. Бесконечные перепады температуры при этом на пользу не пойдут.
3. Камера всё-таки запотела. Что делать?
Что делать, если первый совет не соблюден, и придя в тепло с холодным фотоаппаратом, вы тут же достали его и увидели, как он начинает медленно покрываться испариной? Нужно тут же его обесточить! Простого выключения будет мало. Срочно вынимайте аккумулятор. Это защитит аппарат от короткого замыкания. Включать аппарат можно только после того, как аппарат полностью согреется, и конденсат исчезнет.
Не выносите сильно запотевшую камеру на мороз. Тогда конденсат превратится в иней. Это уже грозит не только проблемами с электроникой, но механическими повреждениями.
4. Не дышите на камеру
В человеческом дыхании содержится много влаги, и эта влага может осесть на корпусе аппарата. При сильно отрицательных температурах камера может покрыться оледенением в районе экранчика и видоискателя, если на нее дышать ртом или даже носом. Это негативно скажется на ее работоспособности, к тому же весь этот лед растает в фотосумке и может намочить аппарат. На переднюю линзу объектива дышать тоже не стоит. Тем более, не стоит дышать внутрь камеры при смене объективов. Я советую при температуре ниже -10°С закрывать нос и рот шарфом или высоким воротником – это защитит вас и фотокамеру от подобных проблем.
NIKON D80 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16
5. Держите аппарат в сухости
Позаботьтесь, чтобы у вас было чем протереть фотоаппарат, если на нем все же появилась влага. Возьмите на съемку несколько тряпочек из микрофибры. Следите, чтобы в фотосумку не попал снег. Снег в фотосумке при первой же возможности превратится в воду. После этого сумку придется долго просушивать.
6. Используйте защищенную от влаги технику
Многие современные фотокамеры и объективы защищены от влаги и пыли. Это очень полезно при съемке в экстремальных условиях: в дождь, в снегопад, при перепадах температур. Ведь снег и лед, попавшие на камеру, при первой же возможности превратятся в воду, и появится риск повредить аппарат. Напомним, что защита от влаги не подразумевает купание камеры в воде, она защищает именно от всевозможных осадков (дождя, снега), от брызг. По-английски такой вид защиты называется “weather sealing”, то есть “защита от (плохой) погоды”. Для полного погружения аппарата в воду понадобится аквабокс. Только он гарантирует водонепроницаемость.
В линейке Nikon влагозащитой обладают фотокамеры, начиная от Nikon D7100 (см. таблицу). Но чтобы обеспечить полную защиту от влаги, к такой защищенной камере нужен еще и защищенный объектив. Многие популярные объективы Nikon имеют защиту от пыли и влаги. Даже простенький “полтинник” Nikon 50 1.8 AF-S в их числе! Полный список защищенных объективов приведен в таблице ниже.
Современная фототехника Nikon, имеющая защиту от пыли и влаги.
Зеркальные фотокамеры | Объективы для зеркальных камер |
Nikon D7100 | Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED |
Nikon D610 | Nikon AF-S 16-35mm f/4G ED VR Nikkor |
Nikon D750 | Nikon AF-S Nikkor 24-120mm f/4G ED VR |
Nikon D800 | Nikon AF-S 24-70mm f/2.8G ED |
Nikon D800E | Nikon AF-S 24-85 mm f/3.5-4.5G ED VR Nikkor |
Nikon D810 | Nikon AF-S Nikkor 24-120mm f/4G ED VR |
Nikon D4 | Nikon AF-S 28mm f/1.8G Nikkor |
Nikon D4s | Nikon AF-S Nikkor 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR |
Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G | |
Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor | |
Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor | |
Nikon AF-S DX 55-300mm f/4.5-5.6G ED VR Nikkor | |
Nikon AF-S 70-200mm f/2.8G ED VR II Nikkor | |
Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor | |
Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor | |
Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor | |
Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G | |
Nikon AF-S Nikkor 200mm f/2G ED VR II | |
Nikon 200-400mm f/4G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor | |
Nikon AF-S 200-400mm f/4G ED VR II Nikkor | |
Nikon 300mm f/2.8G ED-IF AF-S VR Nikkor | |
Nikon 400mm f/2.8D ED-IF AF-S II Nikkor | |
Nikon 500mm f/4D ED-IF AF-S II Nikkor | |
Nikon 600mm f/4D ED-IF AF-S II Nikkor | |
Nikon AF-S 10-24mm f/3.5-4.5G ED DX Nikkor | |
Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor | |
Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor | |
Nikon AF-S 18-200mm f/3.5-5.6G ED VR II DX Nikkor | |
Nikon AF-S DX 18-300mm f3.5-5.6G ED VR Nikkor | |
Nikon 18-70mm f3.5-4.5G ED-IF AF-S DX Zoom Nikkor | |
Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor | |
Nikon AF-S DX Micro Nikkor 40mm f/2.8G | |
Nikon AF-S Micro Nikkor 60 mm f/2,8G ED | |
Фотокамеры Nikon 1: | Объективы для Nikon 1: |
Nikon 1 AW1 | Nikon 1 AW 10mm f/2.8 nikkor |
Nikon 1 AW 11-27.5mm f/3.5-5.6 nikkor |
7. Запасайтесь аккумуляторами!
Вы удивитесь, насколько быстро при съемке в мороз будут садиться аккумуляторы. Поэтому возьмите с собой запасные. Чтобы продлить срок работы батарей, держите их в тепле. В перерывах между съемкой можно вынимать аккумулятор из камеры, класть ближе к телу – за пазуху, в карман брюк, в варежку. А вот весь фотоаппарат прятать за пазуху не стоит. Как мы уже знаем, самой камере перепады температуры вредны из-за образования конденсата.
8. Осторожнее меняйте объективы
Если появилась необходимость сменить оптику, проследите за тем, чтобы внутрь аппарата не попал снег, влага, пар от дыхания. Чтобы в аппарат не попал снег, держите его байонетом вниз, а сами встаньте спиной к ветру
9. Позаботьтесь о штативе
Важно помнить, что все пластики на сильном холоде становятся более хрупкими. Поэтому, если вы снимаете со штатива, отнеситесь бережно к его пластмассовым деталям. В мороз можно сломать зажимы-клипсы на ножках штатива. Поэтому предпочтительнее использовать штативы с резьбовой фиксацией ног. У недорогих штативов пластиковой является и головка, на которой держится камера. При использовании такого штатива есть риск поломки головки и падения аппарата – лучше от использования такого штатива отказаться при съемке на сильном морозе.
По возвращении в тепло необходимо протереть ноги штатива и его головку насухо от воды и снега. Иначе эта вода застынет при следующем выходе на мороз. Заледеневшая нога штатива не раскроется, заклинит. Таким образом я однажды ходил по горам со штативом, который нельзя было разложить.
Также в условиях мороза в группу риска попадают карбоновые штативы. Карбон – материал, становящийся более хрупким на морозе. Поэтому сломать на холоде ногу карбонового штатива представляется вполне реальным.
Карбоновый штатив с зажимами-клипсами безусловно удобен, однако для съемки в серьезные морозы его стоит использовать осторожно.
Металлический штатив с резьбовой фиксацией ног для съемки в мороз подходит вполне.
Очень хорошо, если на ногах штатива будет утеплитель. Это поможет не примерзнуть к штативу, даже если вы будете работать без перчаток. “Утеплить” ногу штатива можно самостоятельно, обмотав ее липкой лентой, которую применяют для утепления окон. Можно примотать изолентой к ноге слой поролона: не красиво, зато удобно. Также в охотничьих магазинах продается маскировочная липкая лента, подходящая для наших целей. Достаточно так утеплить одну-две ноги штатива, за которые вы будете его держать. Кстати, утепление выполняет и защитную функцию: оно не даст повредить ногу штатива.
Утепление на ноге штатива. Такой штатив удобно держать руками без перчаток даже на холоде.
Подводя итоги, можно сказать, что для съемки с серьезный “минус” лучше всего подойдет металлический штатив с резьбовой фиксацией ног, металлической головкой и наличием утеплителя на ногах.
10. Кадры на фоне снега получаются слишком темными. Что делать?
Часто бывает, что при съемке в автоматическом режиме или же в режимах P, A или S кадры на фоне снега получаются слишком темными. Это связано с особенностями замера экспозиции в камере. Автоматика считает, что на снимке должны превалировать средние по яркости оттенки. Поэтому на кадры с белым снегом яркость часто бывает занижена. Чтобы этого не происходило, стоит настроить положительную экспокоррекцию или же снимать в режиме М (ручной режим). При внесении положительной экспокорреции будьте внимательны: не пересветите снимок. Помните, что снег не должен превратиться в белое пятно, на нем должны читаться детали, фактура. Хорошим помощником здесь является гистограмма.
Кадр без экспокоррекции
NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/3 с, 35.0 мм экв.
Экспокоррекция +1EV
NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1 с, 35.0 мм экв.
Экспокоррекция +2EV. Кадр пересвечен: детали на снегу потеряны
NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 2 с, 35.0 мм экв.
11. Какого цвета снег? Настраиваем баланс белого.
Каждый ребенок знает, что снег белого цвета. Однако, не стоит забывать, что снег обладает и отражающей способностью. На него могут наносить позолоту лучи закатного или утреннего солнца, а в облачную погоду или ночью он может выглядеть голубоватым. Поэтому на фотографиях снег совсем не обязательно должен получаться белым, как лист бумаги. Всё зависит от освещения. Баланс белого стоит настраивать не так, чтобы снег на фото обязательно был белым, а так, чтобы фото выглядело правдоподобно. Не бойтесь настраивать баланс белого творчески. К примеру, сделав зимний кадр чуть-чуть голубоватым, вы визуально передарите на фото ощущение холода.
Здесь на снегу отражается уличное освещение, поэтому он перестал быть белым и принял расцветку освещения.
NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 450, F1.4, 1/100 с, 85.0 мм экв.
Здесь передний план подсвечен желтоватым светом заходящего Солнца. Поэтому и снег на переднем плане получился не совсем белым, а чуть-чуть золотистым.
NIKON D80 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/60 с
Источник
Наступление холодов – не повод оставлять любимую камеру дома. Именно зимой можно получить прекрасные снимки, а белоснежные пейзажи открывают дорогу воображению. Самая частая причина, почему фотокамеру оставляют в теплой квартире или студии – боязнь повредить дорогостоящую технику.
Многих фотолюбителей интересует вопрос, можно ли вообще фотографировать зимой? Не будет ли нанесен вред фотоаппарату? Ведь в инструкции ко многим фотоаппаратам рабочий диапазон обозначен достаточно четко: от 0 до 40 градусов. Про отрицательную температуру производитель и не думает. Однако стоит понимать, что это скорее перестраховка. Техника способна выдержать многое.
Вокруг зимней съемки существует множество мифов и заблуждений, которые не позволяют многим свободно фотографировать в холодное время. Однако стоит вспомнить, что в сети есть множество фотографий зимней Якутии, где температура в январе-феврале опускается до -50, а иногда и до -60 градусов. Также в Антарктиде, где средняя летняя температура редко превышает -30 градусов, ежегодно работает множество фотографов. Поэтому пользоваться фотоаппаратом зимой можно, но нужно делать это правильно.
Конденсат
Когда фотоаппарат попадает из холодного и сухого климата в теплый и влажный, на частях камеры образуется конденсат. Чаще всего можно заменить, что объектив выглядит запотевшим. Этот эффект наблюдается также на очках человека, который зимой заходит в метро – стекла становятся непрозрачными, но через небольшой промежуток времени вновь приобретаю привычный вид. Капельками жидкости покрывается не только объектив, но и затвор, зеркало, видоискатель, к сожалению, и на матрице тоже. Все это может привести к тому, что фотоаппарат прослужит меньше предполагаемого срока.
Что делать? Задача фотографа – уберечь свою технику от резких перепадов температуры. Дома, после съемки, не спешите доставать камеру из чехла, здесь значительно теплее, чем на улице. Так как чехол тоже был на холоде, он не даст фотоаппарату резко нагреться, что предупредит образование нежелательного конденсата. Подержите камеру в течение часа в чехле, а затем можете пользоваться в теплом помещении. Если же матрица или линза объектива пострадали от капелек воды, советуем сдать камеру в сервис, либо, при наличии у вас специального опыта и инструментов – провести чистку самостоятельно.
Не ставьте камеру на батарею в надежде высушить конденсат! Так вы сделаете только хуже.
Разряженные батарейки
Пожалуй, это то, с чем сталкивается любой желающий снимать в холодную погоду. Внутри аккумуляторной батареи происходят химические реакции, которые и позволяют электроприборам работать. При замерзании эти процессы протекают медленнее, что ведет к потере мощности. Поэтому батарейка и разряжается быстрее.
Что делать?Удобнее всего будет иметь два (или более) комплекта АКБ с собой. В перерывах между кадрами стоит извлекать аккумулятор и класть его во внутренний карман куртки, где температура выше, чем на улице. Можно попеременно использовать два комплекта АКБ, держа запасной во внутреннем кармане вашей одежды. Таким образом, батареек хватит на то время, на которое хватит и фотографа в экстремальных условиях.
Как обращаться с фотоаппаратом
Как было сказано выше (см. пункт 1), камере вредят перепады температур, а не мороз сам по себе. Поэтому не стоит прятать фотоаппарат под курткой и доставать только для того, чтобы сделать кадр. Батарейкам это будет полезно, но не самому фотоаппарату.
Что делать? Как только вы вышли на холод, фотоаппарат не стоит убирать в тепло. Оставляйте его в чехле, висящем на плече или даже без чехла, если нет дождя, снега и тумана.
Снег и дождь
Погода зимой не всегда по типу «мороз и солнце», часто идет мокрый снег на грани с дождем. Но и такие условия не должны стать преградой для фотографа, ведь в снегопад получаются кадры с особой атмосферой.
Что делать? Здесь спасением для зеркалки станет бленда. Этот аксессуар, который обычно предупреждает появление бликов, защитит объектив от попадания осадков на линзу. Также придет на помощь защитный фильтр.
Если идет дождь или снег, стоит учитывать его направление. Следует развернуться так, чтобы снег или дождь шел в спину, тогда больше шансов сохранить технику. Падающий на камеру снег стоит тут же счищать, чтобы он не начал таять и затекать внутрь аппарата уже в виде воды. Перед тем, как внести зеркалку в помещение, необходимо убедиться, что она сухая.
Небольшие хитрости:
- Выставить необходимые настройки лучше заранее, в тепле. От этого будет лучше и вам, и вашей камере.
- Дисплей может начать тормозить, так же, как и на телефоне в холодную погоду. Это нормально, после того, как камера согреется, дисплей будет работать в штатном режиме.
- Если вы снимаете мероприятие, которое проходит как в помещении, так и на морозе (свадьба, к примеру), то полезно будет иметь две камеры. Одну превращаем в «холодную», другую – в «теплую». Не мучая перепадами температур зеркалки, «холодную» оставляем в чехле в помещении, а «теплую» не достаем на улице.
- Заранее проверьте полный заряд аккумулятора, а также свободное место на карте памяти.
- Работая со штативом, будьте аккуратны: на морозе он также становится хрупким.
Забота о фотографе
О камере подумали, и о себе не стоит забывать. Прежде всего, следует тепло одеться. Если планируется длительная съемка, можно воспользоваться термостельками или специальными пластинами, которые нагреваются при взаимодействии с воздухом. На морозе больше всего страдают руки, поэтому важно подумать о перчатках. Снимать в них сложнее, но здоровье дороже. К тому же существуют специальные перчатки, в которых будет тепло и комфортно. Кроме того, можно взять с собой термос с чаем. Но не берите с собой фляжку со спиртным, если долго будете на морозе. Спирт увеличивает теплоотдачу: сначала кажется, что стало теплее, но затем становится еще холоднее. Уважаемые фотографы, не бойтесь зимних съемок. Это сказочное время года также подходит для творчества. Благодаря рекомендациям из этой статьи вы сможете защитить свою камеру и безбоязненно снимать на холоде.
Источник
Я решил написать данную тему не просто так, а чтобы посеять в умах знание. Ну в самом деле, многие про это не задумываются, а другие хоть и задумываются, но отметают все недостатки. Но давайте рассмотрим вопрос конкретно. Осторожно, под катом есть приличное количество букв, но мало картинок, зато очень интересно и познавательно!
Итак, на снимке ниже вы видите обычный модуль механического затвора с вертикальным ходом ламельных шторок.
Изображения из Сети.
Это затвор из камеры Panasonic Lumix GF5. Но не думайте, что в других беззеркальных и зеркальных камерах затвор другой: он может отличаться по размеру и весу, но конструкция его такая же. Затвор состоит из пластикового корпуса, самая тонкая часть которого с кадровым окном содержит две движущиеся внутри ламельные шторки, а корпус является направляющей для них. В корпусе также есть отверстия для осей механизма и прорези-пазы для его компонентов. Ламели, несмотря на якобы вертикальные движения, вращаются вокруг одной оси, подобно вееру – собственно, его их конструкция и напоминает: сложенный “веер” – затвор открыт, разложенный “веер” – затвор закрыт. Собственно, “вееров” два, один внизу и один вверху. Каждая ламель является частью “веера” шторки, обычно ламелей пять, может быть больше или меньше, но чем их меньше, тем надежнее затвор, но при этом он больше по размеру – ламели же надо где-то прятать, когда затвор открыт. Верхняя и нижняя шторки отделены вертикальной отсечкой, чтобы не перехлестывались в процессе работы. Надеюсь, теперь понятно примерно, как работает затвор: чтобы закрыть затвор, надо опустить верхнюю шторку, либо поднять нижнюю – в обоих случаях кадровое окно закрыто и не пропускает свет. При этом если верхняя шторка опущена, то и нижняя тоже опущена, и наоборот, обе закрыты быть не могут. Чтобы затвор был открыт, надо чтобы верхняя шторка была поднята, а нижняя – опущена.
Затвор Nikon D7100. Изображение из Сети.
Работа механизма затвора в целях упрощения его привода сделана следующим образом: каждая шторка подпружинена, чтобы происходило гарантированное движение обоих шторок вниз (в любом положении камеры, понятное дело). Таким образом, когда закрытый затвор срабатывает, открывается нижняя шторка под действием пружины – она движется вниз, открывая затвор, затем, после определенной выдержки, вниз движется верхняя шторка, закрывая затвор. Естественно, это движение шторок вниз происходит под действием энергии сжатых пружин, каждая из которых может независимо двигать вниз каждую шторку. Механизм таков, что одна пружина складывает/раскладывает “веер” ламелей автоматически, то есть на каждую шторку (а не ламель) по одной пружине, итого две пружины.
Закрытая одна из шторок во вскрытом корпусе затвора. Видно 4 ламели и механизм их складывания (два рычага). Изображение из Сети в свободном доступе.
Затвор спущен, что дальше? Его надо взвести! За это как раз отвечает круглый электродвигатель, видимый снизу затворного механизма GF5. Он-то и взводит обе шторки одновременно так, чтобы они синхронно поднялись, не открывая затвор во время этого процесса. Все как в оружии: мотор выполняет роль руки, которая взводит затвор, а курки-шторки становятся на шептала-защелки до следующего выстрела-спуска. Знакомо, да, солдатики? Роль спускового крючка играют мини-соленоиды, так же по одному на шторку. Электроника камеры командует “Откройся!” нижнему соленоиду, который тут же спускает нижнюю шторку и она начинает складываться, открывая затвор. Электроника тут же включает секундомер, отсчитывая заданную пользователем или экспоавтоматом выдержку, по истечении которой выдается команда на спуск верхнему соленоиду – тогда уже верхняя взведенная шторка начинает раскладываться с той же скоростью, закрывая затвор. На короткой выдержке это происходит даже раньше, чем откроется нижняя шторка, потому по кадру пробегает щель (отсюда и при съемке, например, ТВ на короткой выдержке появляется черная полоса или половина черного кадра при съемке со вспышкой без активной скоростной синхронизации). При этом чем мощнее пружины спуска шторок, тем быстрее они двигаются, и тем короче выдержка синхронизации со вспышкой – такой затвор действительно высококлассный продукт, сочетающий прочность ламелей и корпуса при компактности и легкости: материалы в этом случае должны быть очень качественными. Но не об этом речь.
Сломанный затвор с перекошенной ламелью в кадровом окне. Изображение из Сети.
После цикла “выстрела” шторок, происходит опять процесс взведения затвора – то есть обеих шторок. И так повторяется при каждом снимке. Мотор не умеет взводить шторки по отдельности, это нужно два мотора, либо усложнять конструкцию механики затвора, например, вводом еще одного соленоида и пары шестерен. На такое усложнение конструкторы вряд ли пойдут. А теперь рассмотрим работу затвора в зеркалке. Вот вы смотрите в оптический видоискатель, зеркало опущено, затвор взведен (обе шторки вверху). Итак, нижняя шторка у нас будет НШ, а верхняя шторка – ВШ, рассмотрим весь процесс:
1. ВШ сложена вверху и стоит на шептале, НШ разложена в верхнем положении и стоит на шептале, затвор закрыт и взведен.
2. Нажимается спуск на камере, НШ спускается, двигается вниз, затвор открывается, отсчитывается выдержка.
3. По истечении выдержки, спускается ВШ, она двигается вниз, затвор закрывается.
4. Камера обрабатывает данные с матрицы, мотор включается и взводит обе шторки.
5. Цикл повторяется.
Как видите, до кадра затвор полностью готов к работе и нет никакой задержки перед спуском затвора. Теперь взгляните, что происходит в беззеркальных камерах или при работе зеркалки в режиме Live View:
1. ВШ сложена вверху и стоит на шептале, НШ сложена внизу, то есть спущена, матрица работает на съем картинки реального времени для передачи её на экран или электронный видоискатель. Вы наводитесь.
2. Нажимается спуск на камере, ВШ спускается, двигается вниз, закрывая затвор – происходит обнуление зарядов на матрице для сброса шумов (отдельная тема, не данной статьи).
3. Мотор взводит затвор – обе шторки двигаются вверх.
4. НШ спускается, затвор открывается, отсчитывается выдержка.
5. По истечении выдержки спускается ВШ, затвор закрывается.
6. Камера обрабатывает данные с матрицы, мотор включается и взводит обе шторки.
7. НШ спускается, затвор открывается для нового цикла визирования по дисплею или ЭВИ.
8. Цикл повторяется.
Не надо быть математиком, чтобы понять, что у зеркальной камеры на один кадр требуется один цикл работы затвора (спуск шторок и взведение), а у беззеркальных камер – два цикла работы затвора на один кадр. Более того, задержка (лаг) перед фактическим получением кадра после нажатия кнопки спуска затвора обусловлена пунктами 2-3 цикла работы беззеркалки – то есть временем на спуск (разрядку) верхней шторки и последующее взведение обеих шторок мотором. Это миллисекунды, но они иногда очень важны. Не потому ли Panasonic, один из первопроходцев беззеркальных систем, стал смотреть в сторону электронной “шторки” затвора? Ведь это решает и инженерные проблемы сложности конструкции и надежности, и стоимости, и скорости работы камеры, но вводит свои недостатки вроде построчного считывания, искажения кадра в движении и необходимости в очень мощном процессоре обработки данных с матрицы и ограничений, налагаемых шиной передачи данных от матрицы к процессору. Мне кажется, что единственная возможность решить проблему задержки сегодня – это использовать очень быстрый затвор с электромагнитным приводом единственной легкой шторки. А такой затвор должен быть очень компактным, поэтому единственное решение – расположить затвор внутри объектива близко к точке пересечения лучей внутри него – то есть перед или сразу за диафрагмой. Так, кстати, сделано у Pentax Q/Q10/Q7. Ну, а с развитием шин передачи данных, прогрессивных методов считывания данных с матриц и мощности процессоров, механический затвор, скорее всего, тоже уйдет в прошлое, подобно зеркалу – ведь это следующий претендент на удаление из конструкции.
Вывод
Вывод из сказанного будет достаточно печальный, и он являет собой причину, почему многие профессиональные фотографы не любят беззеркалки (БЗК) и почему БЗК пока, в общем-то, не суждено стать основной камерой в сумке многих фотографов. Самая главная причина – это задержка перед спуском затвора. Вторая причина – прочность и надежность затвора должна быть в два раза выше такового у зеркалки. Если у последней ресурс 150 тысяч кадров, то у БЗК такой же затвор гарантированно отходит только 75000 снимков. Это, конечно, субъективно, но тоже своего рода факт. И этот факт применим ко всем без исключения беззеркальным камерам на рынке. Так что даже новенький, обласканный любителями Sony Alpha A7, обладает все теми же недостатками, поэтому неспроста Sony не запускает сразу профессиональные объективы с высокой светосилой для этой камеры, ориентируясь на компактность – ведь именно она является маркетинговым “движком” всех БЗК, а не фактические профессиональные возможности. Безусловно, на беззеркальные камеры тоже получаются отличные кадры, но реальную динамику на них можно снимать загодя, используя, например, высокую “скорострельность” затвора (но расходуя при этом его драгоценный, в прямом смысле, ресурс), либо отказаться от неё вообще. На зеркальных камерах же все зависит от вашей реакции на сюжет, тем более, что в оптическом видоискателе еще и отсутствует задержка на обработку изображения с матрицы и вывод её на дисплей: электричество хоть и движется чуть медленнее скорости света, но еще ведь и процессор должен картинку обработать, причем на скорости 120 кадров в секунду с разрешением от 1 до 3 мегапикселей. Неслабая тоже задачка. Вот вам и причина любить зеркальные – именно классические зеркальные – камеры, безо всяких полупрозрачных зеркал. Единственное действо, где полезно постоянное использование матрицы – это видеосъемка, но и тут отсутствие скоростного механического затвора порождает эффект “желе” и наклонные вертикали. Ну и не забываем так же про время на фокусировку. Удачных кадров, коллеги!
Источник